Интернет-магазины должны снабдить своих курьеров мобильными терминалами, чтобы покупатели могли рассчитываться банковскими картами – с такой инициативой в Минфин обратился Национальный совет финансового рынка (НСФР). Станет ли торговля в Сети более прозрачной, как это скажется на деятельности небольших компаний, и что по этому поводу думают интернет-продавцы и банкиры – читайте на сайте Chel.ru.
Интернет-магазины должны обеспечить возможность расплачиваться банковскими картами за приобретенный в Сети товар. Для этого они должны снабдить всех своих курьеров мобильными терминалами, через которые можно расплатиться «пластиком». Соответствующее письмо от НСФР направлено директору департамента финансовой политики Минфина Сергею Барсукову.
По данным Ассоциации компаний интернет-торговли, в 2013 году российские интернет-магазины обслужили 30 млн человек, средний чек составил $45–100.
Скоро в Госдуму должны быть внесены поправки Минфина, по которым магазины с прибылью более 60 млн рублей обязаны предоставить покупателям возможность расплачиваться банковскими картами. Магазины с меньшими оборотами смогут продолжать взимать оплату только наличными. Поскольку к таковым относится большинство работающих в Сети магазинов, банкиры считают, что обязанность «вооружать» курьеров мобильными терминалами нужно возложить на все интернет-магазины.
Председатель НСФР Андрей Емелин отмечает, что большинство игроков рынка работают по серым схемам – продавцы сознательно игнорируют безналичный расчет, так как это помогает им уходить от налогов. Банкиры считают, что нововведение увеличит собираемость налогов, сделает интернет-торговлю более прозрачной и увеличит их собственные доходы. Предполагается, что компании-уклонисты будут привлекаться к ответственности налоговыми органами.
«Очень много интернет-магазинов находятся в налоговой тени – зачастую отсутствует как торговая точка, так и само юридическое лицо, которое ведет торговлю. Эти меры позволят увеличить собираемость налогов», – соглашается адвокат юридической компании «Морозов и партнеры» Илья Морозов и напоминает, что расчет «пластиком» дает возможность покупателям фиксировать факт приобретения товара у определенного лица и обращаться к нему по гарантии за обменом или возвратом товара.
Мобильные терминалы, с помощью которых осуществляются платежи по карте, по габаритам схожи со стандартной флешкой и могут использоваться в связке с мобильными устройствами (iPhone, Samsung, iPad, HTC, Sony и т. д.) Приобретение таких устройств не потребует от интернет-магазинов серьезных затрат, поскольку их стоимость не превышает тысячи рублей. Правда, продавцам приходится платить комиссию за пользование этим приспособлением (три–четыре процента от суммы операции).
Банкиры считают комиссию в три–четыре процента вполне адекватной и не обременительной для интернет-торговцев. И заметного удорожания товаров, по их мнению, тоже не произойдет – потому что при переходе на безналичные операции компании смогут существенно экономить на инкассации, уменьшатся различные финансовые риски, связанные с получением наличных средств от покупателей.
Однако для малого бизнеса это будут довольно серьезные расходы, считают мелкие операторы. «Терминалы и оплату картой лоббируют банкиры и крупные компании, такие как E5.ru (входит в X5 Retail Group), гипермаркет Enter, Media Markt, «Белый Ветер Цифровой», «Детский мир», «М.Видео», «Эльдорадо» и другие, – приводят «Известия» слова одного из собственников. – Сейчас цены у небольших магазинов зачастую ниже, чем у крупных компаний. Необходимость закупать терминалы убьет тысячи небольших интернет-магазинов, цены вырастут, а ассортимент снизится. Комиссию, которую взимают банки, крупные игроки покрывают за счет высоких оборотов, а у нас маржа не настолько высокая, чтобы платить два–три процента от каждой покупки».
Инициатива хорошая, но обязательное внедрение мобильного эквайринга для всех без исключения игроков рынка и без длительного переходного периода – решение сомнительное, считает аналитик УК «Финам Менеджмент» Максим Клягин. «Для небольших операторов, работающих с низкой маржинальностью и на специфичных локальных рынках, где безналичный расчет пока не получил широкого распространения, дополнительные издержки (в том числе стоимость эквайринга в размере трех–четырех процентов от транзакции) могут оказаться неоправданными», – говорит он.
Впрочем, если такие комиссионные способны убить компанию, значит, бизнес того не стоит, считает руководитель интернет-магазина 74kolesa.ru Денис Ведерников. «Мы и так используем мобильные терминалы, причем банки предоставляют их бесплатно и в любом количестве, – говорит он. – Да, кто-то перекладывает часть комиссии на покупателя путем увеличения цены товара, разные компании выкручиваются по-разному. Но если затраты на комиссионные ставят под угрозу существование всего магазина, значит, такой бизнес не имеет права на существование». «С учетом того, что большинство интернет-магазинов уже предоставляют возможность оплаты пластиковой картой, эта инициатива – не более чем желание банков увеличить свой доход», – говорит директор челябинского филиала ООО Страховая группа «Компаньон» Игорь Семененко.
По мнению управляющего консалтинговой компанией «Лигал Эксперт» Ольги Поповой, у покупателей должен быть выбор между наличным и безналичным способом оплаты приобретенного товара, иначе это нарушение прав потребителей. Да и нецелесообразно полностью отказываться от наличной формы расчета. «Терминалы не могут полностью заменить наличные расчеты, хотя бы потому, что далеко не все потребители имеют пластиковые карты», – отмечает Попова.
Ограничения на наличные операции в этом секторе, по мнению Клягина, нужно вводить постепенно, ориентируясь на фактическое проникновение новых сервисов и уровень готовности локальных рынков, игроков и покупателей к их взаимовыгодному использованию.
Директор челябинского филиала «Русфинанс Банка» Андрей Ляшенко тоже считает, что спешка ни к чему, и обращает внимание на возможные риски. «Сама возможность оплатить картой – очевидный плюс, и далеко не единственный. Однако нельзя подвергать угрозам безопасность проведения платежных операций. Скорее всего, наибольшее распространение получат самые простые и недорогие мини-терминалы, совместимые практически с любыми смартфонами и имеющие низкую защищенность при передаче данных держателя карты. Именно здесь и присутствует довольно высокий объективный риск, дающий возможность «слива» реквизитов банковской карты и увода денег с нее. Поэтому, я считаю, необходима тщательная проработка технической стороны этого проекта». Игорь Семененко подсказывает: обезопасить себя можно полисом страхования держателя пластиковой карты.