Проблема ОСАГО продолжает будоражить Челябинск. Страховые брокеры уже открыто признают: все автомобилисты делятся на привилегированных и нежелательных клиентов. В последнюю категорию попали и челябинские байкеры, которые с началом сезона в полной мере ощутили остроту ситуации в сфере ОСАГО, когда страховщики под разными надуманными предлогами отказывают в продаже полиса и навязывают дополнительные услуги. Мотоактивисты готовы присоединиться к проекту «За честное ОСАГО!», который за 10 дней с момента запуска уже собрал более 1,5 тысяч подписей челябинцев.
«Мы полностью разделяем позицию автомобилистов в проблеме покупки полисов ОСАГО. Нас, байкеров Челябинска, не очень устраивает ситуация, когда страховые компании пытаются навязать при покупке полиса ОСАГО или каско дополнительное страхование жизни или имущества. При этом сотрудники страховых давят на жалость, ссылаются на «особое» распоряжение начальства – не продавать «голые» полисы, иначе им грозит увольнение. Все понимают, что это противозаконно, но ничего сделать не могут», – рассказывает президент мотоклуба WINGS Андрей Бессмертный.
По его словам, второй момент, который не устраивает байкеров, – то, что компании стали отказывать в страховании мотоциклистов на срок меньше года. «Раньше автогражданку можно было купить и на полгода, и на три месяца. Сейчас страховщики говорят, что возник дефицит полисов и застраховать мотоцикл можно только на год и дольше. Смешная, придуманная отговорка. Учитывая, что в нашем регионе ездить на мотоцикле можно максимум четыре–пять месяцев, даже в полугодовом полисе необходимости нет. Байкеры и так платят дорожный налог, хотя ездят не целый год. Кроме того, в нашей области мотоцикл признан средством роскоши и транспортный налог зачастую превышает налог на автомобиль», – возмущается Андрей Бессмертный.
Сложившаяся ситуация подтолкнула челябинских байкеров поднять проблему на ежегодном сборе в честь открытия мотосезона. Как рассказывает Андрей Бессмертный, 17 мая на площадке КРК «Мегаполис» состоится праздник с обширной развлекательной программой, соберутся все байкеры города и области. «На празднике мы планируем собрать подписи под двумя документами: первый – в Законодательное собрании Челябинской области с просьбой пересмотреть отношение к мотоциклистам в плане дорожного налога, второй – против произвола страховых компаний», – рассказывает байкер.
Как поясняет автоюрист Лев Воропаев, отказ в продаже полиса с ограниченным временем использования незаконен. «По закону полис ОСАГО действует год, и в случае аварии по истечении срока ограничения, страховая все равно будет обязана возместить ущерб», – отмечает эксперт. По его мнению, загвоздка в том, что такие полисы продаются дешевле обычных, что невыгодно для страховых компаний. «Любой отказ в продаже полиса ОСАГО нарушает закон. Налицо сговор страховых компаний, которые договариваются между собой об отказе от страхования без «довеска», чтобы таким образом увеличить стоимость полиса», – считает Лев Воропаев.
Именно навязывание дополнительной страховки – самая распространенная проблема при покупке полиса ОСАГО. По результатам опроса, проведенного нашим сайтом на минувшей неделе, с ней сталкивались больше половины читателей нашего сайта (55,9%). Каждому пятому автомобилисту (20,3%) в страховой компании отказали по причине «отсутствия бланков полисов ОСАГО». По данным помощника генерального директора по связям с общественностью – руководителя пресс-службы ФГУП «Гознак» Натальи Никифоровой, только за два месяца с начала 2014 года предприятиями ФГУП «Гознак» уже было отгружено заказчикам более 2,4 млн однослойных и 4,9 млн двухслойных бланков ОСАГО. «ФГУП «Гознак» в соответствии с обязательствами в полном объеме изготавливает и отгружает тиражи бланков ОСАГО страховым организациям», – поясняет Наталья Никифорова.
С отказом в продаже полиса ОСАГО «в связи с распоряжением руководства» столкнулись два процента наших сограждан, такое же количество указали на иные проблемы при оформлении автогражданки. Опрос показал, что сегодня с проблемой оформления полиса ОСАГО сталкиваются восемь из десяти автомобилистов. Повезло с ОСАГО лишь десятой части россиян – 10,4% опрошенных ответили, что у них не было проблем с оформлением полиса. 9,1% респондентов сказали, что не оформляли ОСАГО в последние полгода, поэтому с проблемами еще не сталкивались.
Как признает директор Агентства страховых услуг Ярослав Королев, страховые компании имеют негласный список клиентов, которые не дают убыточности по страхованию ОСАГО. «В список попадают владельцы автомобилей с мощностью 120–150 л. с., от 35 лет, со стажем вождения больше трех лет, готовые купить дополнительно хотя бы небольшую страховку от клеща, к примеру», – рассказывает Ярослав Королев, добавляя, что меньше всего везет неопытным водителям и жителям области. Как поясняет страховой брокер, каждый такой автовладелец на один вложенный рубль генерирует для страховой четыре рубля убытка.
Эксперты советуют всем челябинцам, которые столкнулись с проблемой покупки полиса, жаловаться во все возможные надзорные органы – вплоть до прокуратуры. Челябинское УФАС, в свою очередь, рекомендует владельцам транспортных средств обращаться за заключением договоров ОСАГО заблаговременно с письменными заявлениями (не позднее чем за 30 дней до дня истечения срока действия полиса ОСАГО). Как говорится в официальном сообщении ведомства, чтобы избежать навязывания дополнительных услуг, нужно направить выбранному страховщику соответствующее письменное заявление о заключении договора ОСАГО с приложением всех необходимых документов. Отправить его можно по почте с уведомлением о вручении.
«Указанное уведомление о вручении будет являться доказательством получения страховщиком направленного предложения-оферты. Согласно части 1 статьи 445 ГК РФ страховая организация должна заключить договор ОСАГО в течение тридцати дней со дня получения соответствующего обращения гражданина. Если этого не произошло – можно идти в суд», – поясняют в УФАС. Но, как показывает практика, автовладельцы, внявшие наставлениям УФАС о письменном заявлении, без проблем купили полис ОСАГО.
Сайт ChelFin.ru призывает автовладельцев, которые неравнодушны к проблеме недоступности ОСАГО, оставить свой голос под петицией «За честное ОСАГО!».
Наша съемочная группа вышла на улицы города, чтобы выяснить, какие проблемы с оформлением полисов ОСАГО испытывают челябинцы.
Фото: Видео Евгения МОЛЧАНОВА, Анастасии ПУШКАРЕВОЙ, монтаж Виталия ПАСТУХОВА