Нелегальным таксистам грозит серьезное наказание – в случае принятия депутатами Госдумы РФ очередного законопроекта. Для физлиц поправки в КоАП РФ предусматривают штраф в размере 50 тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей – 100 тысяч рублей, для юридических лиц – 400 тысяч рублей. О том, как оценивают новый законопроект представители рынка пассажирских перевозок города, – в статье на Chel.ru.
Вслед за мартовским объявлением об ужесточении санкций по отношению к таксистам-нелегалам, включающим наказание вплоть до лишения водительских прав, областные депутаты объявили еще об одной инициативе. На очередном заседании комитета по промышленной политике, прошедшем 16 апреля, они единогласно проголосовали за поправки в КоАП РФ. Согласно этому документу, штраф за перевозку пассажиров легковыми такси без лицензии для физлиц составит 50 тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей – 100 тысяч рублей, для юридических лиц – 400 тысяч рублей. При повторном нарушении – наложение административного штрафа и конфискация транспортного средства.
Помимо существенного роста штрафных санкций для нелегальных такси проект постановления ЗСО «О проекте федерального закона №447296-3 «О внесении изменений в статью 14.1.2 КоАП РФ» изменяет и полномочия управления транспорта министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области.
«Исполнилось 2,5 года с того момента, как мы приняли областной закон о легковых такси, – комментирует председатель комитета по промышленной политике регионального парламента Андрей Самсонов. – Время показало, что проблем в обслуживании населением такси очень много, основная из которых – засилье таксистов-нелегалов. В других регионах эта ситуация практически идентична: количество нелегальных перевозчиков возрастает, а легальных – уменьшается».
Только на конец 2013 года из 4704 лицензий было сдано 833. При этом количество запросов на выдачу таких разрешений в сравнении с показателем 2012 года сократилось более чем в два раза. Это, по словам господина Самсонова, повлияло на то, что Госдума РФ решила внести в КоАП изменения в штрафные санкции, дабы ужесточить контроль за работой легковых такси. Внесен закон: если человек попался впервые – штраф до 30 тысяч, если повторно – то лишается прав на срок до шести месяцев.
«Наши коллеги из Амурской области внесли предложение в Госдуму об ужесточении штрафных санкций, – продолжает Андрей Самсонов. – И мы поддержали их инициативу, ведь чем больше регионов выскажется за необходимость такого наказания, тем вероятнее, что предложение будет услышано».
Сегодня по статье 14.1.2 КоАП РФ мы имеем право предъявлять рычаги административного воздействия только легальным такси, напомнил начальник управления транспорта министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области Александр Филиппов. «Нелегалов же до недавнего времени могло наказывать исключительно ГИБДД, штрафуя на 5000 рублей по статье 12.3 КоАП, – поясняет Александр Филиппов. – Однако сейчас практика применения этого закона дошла до Верховного суда, который постановил, что данная статья применима исключительно к легальным такси, то есть если разрешение у таксиста есть, но по каким-то причинам его в машине не оказалось. А когда предложенный ЗСО законопроект по изменения в статью 14.1.2 КоАП примут на уровне Госдумы РФ, наше управление будет вправе наказывать нелегальных перевозчиков самостоятельно, без участия мирового судьи. И тогда, с учетом значительно возрастающих штрафов, думаю, проблема работы такси без лицензии будет решена. Уверен, что изменения необходимо внести как можно скорее».
Представители рынка легальных такси Челябинска считают, что столь значительное увеличение наказания за работу нелегальных такси поможет вытеснить нелегалов с рынка пассажирских перевозок, но лишь в том случае, если будет должный контроль за исполнением закона.
«Это повышение штрафов будет эффективным, но только вкупе с контролем, – комментирует директор такси «Класс» Дмитрий Сковородин. – Принять можно множество законов, но важно следить за их исполнением. Сейчас способов воздействия на нелегальные такси не осталось – ни минстрой, ни ГИБДД не имеют право накладывать на них штрафы. Идея однозначно хорошая, но важно следить за ее воплощением. Принятый федеральный закон «О такси» был хорошей идеей, но его исполнение никто не отслеживал, нелегальные такси как работали, так и продолжили работать. А мы получили разрешение, и к нам через год пришли с проверками представители ГИБДД и министерства. Получается, сейчас работа с лицензией совсем невыгодна – мы и деньги за лицензию платим, и налоги, и проверки терпим...»
Между тем отсутствие каких-либо санкций по отношению к таксистам-нелегалам заставляет уходить с рынка легальные компании такси. К примеру, около года назад, устав от конкуренции с нелегалами, которые могли работать беспрепятственно, экс-директор такси «Альянс» Борис Баруля вынужден был продать свой бизнес. Автопарк на то время насчитывал более 200 наемных машин.
«На сегодняшний день система штрафов не работает, – считает Борис Баруля. – Не знаю, изменится ли что-то с принятием новых поправок. Но пока серьезного контроля за нелегальными такси в городе и области не осуществляется, все останется на своих местах».