Полисы автогражданки в течение ближайшего года могут подорожать в среднем на 20%. Рост базового тарифа будет проходить в два этапа, первый – уже в июне. Автомобилисты готовы платить за полис больше, но только при условии одновременного повышения лимита выплат. Страховщики же по-прежнему считают, что тарифы нужно повысить еще более значительно и снять давление со стороны автоюристов.
Для стабилизации ситуации на рынке ОСАГО, которая уже достигла критического накала, базовый тариф необходимо поднять на 18,9–23,6%, подсчитали независимые актуарии для Банка России. Как пишет «Коммерсант», расчеты будут представлены вице-премьеру Игорю Шувалову сегодня на закрытом совещании. Обсуждение пройдет в свете рассмотрения масштабного блока законодательных инициатив в сфере ОСАГО, которые невозможно было принять без ясности в тарифах. По материалам, имеющимся у издания, регулятор вынужден признать, что ситуация с ОСАГО – в числе первоочередных проблем страхового рынка, решение которых требует вмешательства правительства.
Банк России, приводя расчеты по повышению базового тарифа, поясняет, что дорожать автогражданка будет постепенно. Первое повышение запланировано уже до 1 июня этого года. Именно до этого времени планируется принять поправки в профильный закон, согласно которым, в частности, лимит выплат по ущербу имуществу будет увеличен до 400 тысяч рублей. Затем, как предполагается, в срок до 1 июля 2015 года вторично повышены будут не только базовые тарифы, но лимит выплат по жизни и здоровью пострадавших до 500 тыс. руб. К этому же времени запустят продажи полисов в электронном виде.
Сегодня, по данным компании «ЮЖУРАЛ-АСКО», средняя стоимость полиса ОСАГО в Челябинске составляет 4 300 рублей. Напомним, в ряде регионов, в том числе и на Южном Урале, планировалось увеличить территориальные коэффициенты (в Челябинске – с 2 до 2,4) из-за высокой убыточности. Однако в данный момент в материалах ЦБ эта мера не обозначена.
«Как автомобилист, я был бы не против повышения тарифа на 20%, но только в случае, если я получу то, за что плачу», – уверен председатель ЧРО Межрегиональной общественной организации «Свобода выбора» Алексей Бруй, поясняя, что рост тарифа закономерен, только если повышена планка выплат. «Но пока нет никакой уверенности в том, что страховщики перестанут продавать полисы без «довеска», восстановят все бонусы и скидки за безаварийность. Уже сейчас полисы выходят дороже из-за навязывания дополнительных услуг. Страховые компании слишком привыкли работать нечестно, ссылаясь на высокие убытки и давление со стороны правозащитников, отсуживающих заниженные выплаты», – поясняет Алексей Бруй.
Сегодня базовый тариф ОСАГО для владельцев легкового автомобиля составляет 1 980 руб., для юрлиц – 2 375 руб.
Повышение базовых тарифов – не единственная мера, которую ждет рынок ОСАГО. «Страховое сообщество ждет «снятия» давления на рынок со стороны автоюристов, которые, используя решения Верховного суда, наживаются на страховых спорах. Для этого должны быть утверждены единые правила проведения независимой технической экспертизы, введено обязательное досудебное обращение к страховщику при предъявлении претензии в связи с неисполнением или ненадлежащем исполнением договора ОСАГО и упорядочена судебная практика и деятельность судов», – считает руководитель управления методологии обязательных видов СК «АльфаСтрахование» Денис Макаров, полагая, что лишь в этом случае до автовладельцев начнут доходить реальные выплаты, которые сегодня уходят из страховых компаний на оплату деятельности так называемых автоюристов.
Проблема с покупкой полисов ОСАГО в Челябинске особенно обострилась в последние месяцы. Страховые компании под разными предлогами отказывают в продаже полиса, либо предлагают его только при оформлении дополнительных видов страхования. Сайт Chelfin.ru призывает автовладельцев, которые неравнодушны к проблеме, оставить свой голос под петицией «За честное ОСАГО!». За две недели к петиции присоединились почти две тысячи горожан.