Осенью в Челябинске стартует третий сезон местного реалити-шоу «Просто бизнес». Начинающие предприниматели получат возможность сделать первые шаги в бизнесе под опекой опытных наставников. Корреспондент Chel.ru побывал на презентации проекта и выведал у опытных предпринимателей, в какой стартап они готовы поверить.
В этом году кастинг для проекта, который всколыхнул местное бизнес-сообщество, пройдет на двух площадках – в Челябинске и Магнитогорске. Как рассказала во время презентации продюсер шоу Наталья Подкорытова, для участия в реалити-шоу «Просто бизнес» будет отобрано 12 участников. Под прицелом телекамер они начнут с нуля создавать свой бизнес, а помогут им в этом уже состоявшиеся предприниматели. «На протяжении двух месяцев участники шоу будут работать над созданием своего бизнеса. Мы увидим, как они пройдут путь от идеи до первых продаж. Финалисты получат инвестиции для развития своего дела», – рассказала Наталья Подкорытова.
В отличие от первого сезона, где участникам приходилось в одиночку преодолевать трудности, в этом году у каждого начинающего предпринимателя будет свой наставник. О желании поучаствовать в проекте в качестве таковых уже заявили несколько известных челябинских бизнесменов.
В каком направлении развиваться начинающим бизнесменам, куда приложить свои усилия? Об этом корреспондент Chel.ru расспросил уже состоявшихся предпринимателей.
По мнению инвестора-предпринимателя (будущего члена жюри) Максима Климентьева, инвесторам интересен бизнес в IT-cфере. «Самая быстрорастущая отрасль – это IT: всевозможные приложения, «игрушки», обучающие программы и прочее. Это не требует больших затрат, рынок не ограничен, и всем понятно, что у этого бизнеса хорошие перспективы», – говорит Максим Климентьев. По его словам, если есть желание создать собственный бизнес, не стоит слишком долго заниматься планированием. «Есть две крайности. Первая – выйти на рынок без анализа конкурентной среды, а вторая – слишком долго готовить бизнес-проект. Дело в том, что ни одно маркетинговое исследование не даст такую четкую обратную связь, как первые продажи. Поэтому как только продукт, за который можно брать деньги, будь то стул или программа, готов, нужно сразу начинать продавать. Возможно, ваша гипотеза неверна, и он будет не востребован рынком, тогда проект закрывается, и предприниматель избегает лишних трат денег и времени. Если же продукт интересен, то уже в процессе его можно дорабатывать, ориентируясь на мнения покупателей», – советует Максим Климентьев.
Еще один совет заключается в том, чтобы «на берегу» прописать все роли участников проекта. «Очень часто бизнес начинают с друзьями или родственниками, и тут очень важно распределить роли так, чтобы не поставить под угрозу человеческие отношения, – объясняет Максим Климентьев. – Еще один важный момент – нужно понять, какие цели ставят перед собой участники проекта. Потому что одному, может быть, хочется каждый месяц получать операционную прибыль, а другой мечтает создать компанию, которую он потом передаст своим детям».
Для успешного создания бизнеса начинающим предпринимателям желательно заручиться помощью наставников, считает генеральный директор компании «Леди-Прима» Денис Силин. «Их помощь нужна для того, чтобы уже на первоначальном этапе сделать все правильно, избегая лишних трат и ошибок там, где они не нужны. Я пошел именно по такому пути: начиная с первых курсов института, активно общался с людьми, которые уже состоялись в бизнесе, и сейчас успешно применяю полученные от них знания», – рассказал Денис Силин. Он указывает, что сейчас на рынке есть достаточное количество незанятых ниш, надо лишь посмотреть на дело под иным углом. «Если в 90-е годы был дефицит любых товаров, и все, кто тогда занялся бизнесом, стали успешными, то сейчас товарный рынок достаточно насыщен. Но при этом мы видим недостаток качественного сервиса, и эта ниша, на мой взгляд, совершенно свободна. Западные компании, которые работают на российском рынке, вытесняют наши компании, в том числе и за счет того, что могут предложить более качественный сервис», – указал Денис Силин. «Найти свободную нишу можно и в своем сегменте. Например, наша компания успешно вышла на рынок гостиничных сетей и стала поставщиком текстиля для отелей. В целом рынок текстильных изделий очень насыщен, но нам удалось найти новое направление развития», – привел он пример.
Напоследок по просьбе Chel.ru Максим Климентьев «набросал» психологический портрет успешного предпринимателя.
«Успешный молодой предприниматель – это, как правило, энергичный человек с позитивным взглядом на мир, на себя и на людей вокруг. Человек, который умеет слышать и слушать окружающих, учиться у них, создавать команды и работать в команде. Именно такой человек имеет хорошие шансы на успех», – подытожил эксперт.
Все серии проекта «Просто бизнес» можно будет посмотреть осенью на 74.ru.
Фото: Фото Geometria.ru