Доли ООО «ЧТЗ-Уралтрак» и ООО «Технопарк "Тракторозаводский"» исключены из прогнозного плана приватизации имущества Челябинской области. Об этом сообщил министр промышленности и природных ресурсов региона Алексей Бобраков 18 июня на заседании правительства. Что означает этот шаг для предприятия, каково положение ЧТЗ сегодня и как завод избежал пикета своих работников – в материале Chel.ru.
Власти Челябинской области отказались от идеи продажи долей в уставном капитале ООО «ЧТЗ-Уралтрак» и ООО «Технопарк "Тракторозаводский"». Эти объекты исключены из прогнозного плана приватизации имущества, находящегося в государственной собственности Челябинской области. По словам министра промышленности и природных ресурсов региона Алексея Бобракова, на базе производственных мощностей ООО «ЧТЗ-Уралтрак» и ООО «Технопарк "Тракторозаводский"» планируется создать центр двигателестроения, что должно привлечь в бюджет региона дополнительные средства. Предлагаемый для принятия проект постановления правительства Челябинской области согласован в установленном законодательством порядке и уже прошел правовую экспертизу.
Областная доля в имуществе Челябинского тракторного завода имеет богатую историю и туманные перспективы. Только за последний год она не раз становилась темой обсуждения экспертов. Основным владельцем ЧТЗ считается НПК «Уралвагонзавод», которая приобрела завод в июне 2011 года. Корпорация контролирует челябинское предприятие через цепочку дочерних обществ. Власти Южного Урала неоднократно заявляли о намерении продать долю региона в нем, включая и исключая ее из плана приватизации имущества, находящегося в госсобственности Челябинской области. В этой доле консолидированы производственные площадки и оборудование предприятия. Предполагалось, что покупателем выступит государственный холдинг «Уралвагонзавод», которому как основному владельцу ЧТЗ будет предложено право преимущественного выкупа. В свою очередь муниципалитет получил бы социальные объекты. В 2014 году новые региональные власти пошли на очередной круг, вновь запустив процесс продажи доли области в ЧТЗ, планируя выручить за нее более полумиллиарда рублей.
Однако сделкам не суждено было состояться. И сегодня область, по мнению экспертов Chel.ru, не заинтересована в продаже своих активов, это связано с новым производством на территории ЧТЗ. Большие надежды в плане развития этого предприятия возлагаются на центр двигателестроения – совместный проект ЮУрГУ и «ЧТЗ-Уралтрак» по разработке дизельного двигателя нового поколения. Речь идет о создании нового продукта для российского рынка с высокой добавленной стоимостью, с максимально эффективным использованием научного, производственного и кадрового потенциала. Вывод его на серийное производство потянет за собой развитие смежных отраслей науки, появление новых инженерных и технических решений, других отраслей производства.
«Я надеюсь, что объединение усилий вузовской науки и тракторостроителей даст синергетический эффект, – отметил во время апрельского визита на ЧТЗ врио губернатора Челябинской области Борис Дубровский. – Будем стремиться попасть с этим проектом в федеральную программу. Самое главное – есть заказчик, то есть совершенно конкретный сформированный заказ, который позволит создавать вокруг этого новые возможности. Если мы за это зацепимся, то сможем занять нишу и в военном, и в гражданском машиностроении. Надеемся, что государство внесет свой вклад в возрождение предприятия, долгие годы бывшего брендом Челябинска».
Тем временем работники ЧТЗ не хотят ждать перемен к лучшему и «сбычи мечт» врио губернатора, а потому уже сегодня пытаются привлечь внимание общественности к проблемам родного предприятия. 22 мая состоялась конференция трудового коллектива завода, где было решено принять все меры, чтобы спасти его от развала. С этой целью направлены письма в адрес руководителей всех уровней власти: президента, полпреда, врио губернатора, депутатов Госдумы, гендиректора НПК «Уралвагонзавод», куда входит ЧТЗ. На 20 июня был намечен пикет, на котором работники завода собирались озвучить основные причины возникновения социальной напряженности на предприятии: отсутствие диалога с руководством, сокращение объема выпускаемой продукции, простои и задержка зарплаты более чем на две недели. Однако сегодня, 19 июня, за день до мероприятия появилась информация об отмене пикета. По сообщению Федерации профсоюзов Челябинской области, за это время удалось добиться диалога с администрацией завода и конкретных действий по устранению нарушений: выданы зарплата, молоко и спецодежда. Якобы произошла и смена кадрового состава, допустившего нарушения законодательства в процессе оптимизации численности персонала.
Представители администрации ЧТЗ встретились с трудовым коллективом, профсоюзным активом и участниками предполагаемого митинга, чтобы наконец-то рассказать об этапах реализации антикризисной программы и мерах по стабилизации ситуации. На собрании присутствовало около 340 человек – полный зал.
«Генеральный директор «ЧТЗ-Уралтрак» Виктор Воропаев рассказал о программе по модернизации предприятия, о том, что производство будет сосредоточено на площадях прессо-сварочного отделения, – сообщил Chel.ru начальник управления внешних связей «ЧТЗ-Уралтрак» Евгений Китаев. – Это один из пунктов антикризисной программы структурной перестройки завода. Ранее ЧТЗ ориентировался на производство 30 тысяч тракторов в год, сейчас емкость рынка изменилась, и такие объемы уже нереальны. Все предприятия ориентируются на потребности рынка, и ЧТЗ не исключение. Поэтому к осени 2014 года решено объединить сборку тракторов на площадях одного цеха площадью 1000 кв. м. Это поможет улучшить логистику, сэкономить энергоресурсы. Первую машину планируется выпустить уже в сентябре».
Вместе с тем Виктор Воропаев подчеркнул, что производству необходима новая продукция. И, по словам Евгения Китаева, такой трактор создан: у него будет мотор Ярославского моторного завода, современная кабина, улучшенный дизайн, ряд технических усовершенствований, которые позволят сделать его производство рентабельным. Руководство завода ставит задачу расширить линейку выпускаемой продукции, в которой будут тракторы разного класса тяги – Т-8, Т-10, Т-15, Т-20. Гендиректор ЧТЗ отметил, что сегодня новое оборудование поступает в основном на моторное производство, но будут обновляться и литейное, и кузнечное производства. Антикризисная программа утверждена, на ее реализацию будут привлекаться заемные средства.
По словам врио губернатора Бориса Дубровского, укрепление позиций ЧТЗ – вопрос из области компетенции именно его руководства, собственников НПК «Уралвагонзавод», в которую входит предприятие. «Я как глава региона, конечно, очень бы хотел, чтобы завод возродился на новом этапе развития, – заявил он в недавнем интервью «Российской газете». – И со своей стороны буду делать все возможное, чтобы Челябинский тракторный вернул себе былую славу».
Однако, как сообщил Chel.ru источник в областном правительстве, на данный момент перед генеральным директором завода Виктором Воропаевым стоит дилемма: либо позволить ЧТЗ обанкротиться, подыскав ему новых собственников, либо высвободить около 900 работников, сохранив при этом производство.
«Я думаю, он пойдет по второму пути, – считает вице-президент Южно-Уральской торгово-промышленной палаты Анатолий Лубышев. – Предприятию нужно финансирование и реструктуризация, коей и занимается сегодня Воропаев. Кстати, мы включаем Виктора Викторовича в состав правления ЮУТПП, 30 июня утвердим его в должности председателя комитета промышленного развития. Это акт высокого доверия: ЧТЗ не оставят в беде».
В апреле этого года ООО «ЧТЗ-Уралтрак» сообщал Главному управлению по труду и занятости Челябинской области о планах сократить несколько тысяч человек до конца 2014 года. Какие цифры по сокращению трудового коллектива заложены в новую антикризисную программу ЧТЗ сегодня, узнать не удалось.
Фото: Фото Ирины СОЗЫКОВОЙ