В Челябинске будет упрощен порядок оформления документов на землю под уже существующие временные нестационарные объекты – небольшие магазины, торговые павильоны и киоски, стоянки и прочие. Такое решение приняли депутаты гордумы 24 июня. Предпринимателю не нужно получать техусловия на арендованный земельный участок – эта обязанность теперь возложена на администрацию города. Эксперты называют поправки важными, но запоздалыми и высказывают сомнения о том, что они действительно облегчат бизнесу работу. Подробнее – в статье на Chel.ru.
Порядок оформления документов для предоставления земельных участков под эксплуатацию существующих временных нестационарных объектов был скорректирован вчера, 24 июня, на на заседании Челябинской городской думы. Произошло это в целях устранения административных барьеров.
«Раньше администрация выставляла место под временный некапитальный объект на аукцион, заранее не запросив у ресурсоснабжающей организации техусловия на этот участок, – пояснил глава Челябинска Станислав Мошаров. – Выиграв право аренды, предприниматель, обратившись к поставщику ресурсов, узнавал, что получение техусловий на данный участок земли невозможно. И человеку приходилось идти по второму кругу. Мы приняли решение о том, чтобы документы по техническим условиям были получены организатором торгов еще на этапе подготовки аукционной документации».
А начальник управления торговли администрации города Сергей Березуев, выступая на заседании Гордумы, предложил исключить из решения пункт 10, который обязывал заявителя в течение 60 дней предоставить оформленный кадастровый паспорт в главное управление архитектуры. «В действующей редакции предусмотрено, что пропуск этого срока лишает заявителя дальнейшего оформления документов. Предлагается этот пункт исключить», – уточнил господин Березуев. Депутаты поддержали и это изменение. Помимо этого в ведомствах регламентировали сроки передачи документов между управлениями – теперь это необходимо делать в течение одного рабочего дня.
Напомним, проблема с размещением нестационарных объектов в Челябинске обострилась в конце 2011, когда челябинская гордума отменила старый порядок оформления документов на предоставление земельных участков в аренду. Договоры аренды предусматривали право районных комитетов по имуществу расторгать эти договоры в одностороннем порядке. Комитеты этим воспользовались и стали требовать с предпринимателей в 15-дневный срок с момента отправки уведомления освобождать земельные участки. Новый порядок оформления таких объектов был рассмотрен лишь в конце апреля 2014 года.
В октябре 2013 года администрация активизировала работу по сносу незаконно размещенных киосков, павильонов, объектов общепита, парковок и стоянок, пообещав избавить город от тысячи незаконных объектов в течение полугода. Зимой 2014 года за киоски и палатки заступилось Минпромышленности и торговли РФ, разослав во все российские регионы информационное письмо с рекомендацией местным властям не сносить киоски и палатки при утверждении новых территориальных схем размещения нестационарных объектов, а предоставлять взамен предпринимателям другие места дислокации. Весной ситуация со сносом павильонов и киосков в Челябинске обострилась вплоть до угроз о самосожжении со стороны предпринимателей. А в мае администрация заявила об активизации работы над снижением административных барьеров, в том числе и касаемо получения разрешений на работу нестационарных объектов, можно сказать непрерывно.
Нововведения, принятые гордумой Челябинска, эксперты оценивают положительно, но акцентируют, что их важно было принять гораздо раньше.
«Предложение хорошее, но поздно сделано, – считает председатель областного профсоюза работников торговли малого и среднего бизнеса «Торговое единство» Олег Фомин. – Насколько я понимаю, такую схему нужно было ввести уже очень давно, лет 10 назад. Дело в том, что подключение к сетям – штука достаточно мутная: можно напрямую подключиться, а можно и через соседний дом. У предпринимателей на получение нужных техусловий влегкую уходило полгода – огромный объем работы, с которым бизнес уже намучился. И теоретически избавление от головной боли в виде предоставления земли сразу с возможностью обеспечения техническими условиями для подключения к сетям – хорошее подспорье для предпринимателей. На практике же не думаю, что эти поправки добавят бизнесу в нестационарных объектах привлекательности и сильно повлияют на рост спроса на такие объекты».
Дело в том, что сейчас можно говорить о каких угодно упрощениях процедур, но пациент под названием «современный бизнес» – скорее мертв, чем жив, уверяет Олег Фомин. «Сначала этого пациента морили, морили, а сейчас пытаются поддерживать, – продолжает он. – Да поздно! Сейчас общеэкономические условия изменились. Ведь не секрет, что прибыль данный вид бизнеса получал от продажи пива, сигарет и водки, что сейчас так или иначе запрещено. А реализация товаров первой необходимости низкорентабельна – вся маржа уходит на зарплату продавца. Поэтому уже не так важны сроки и простота оформления – это было актуально пять–десять лет назад. Сейчас экономическая ситуация изменилась не в пользу такого бизнеса – поэтому массового и повального спроса на такие участки просто не будет».
Сомневается в реальной пользе нововведений по оформлению документов на нестационарные объекты для бизнеса и директор ОАО «Роспечать Челябинской области» Константин Федоринин. «На основании решения гордумы нельзя делать выводы о том, позитивно или негативно они скажутся на порядке оформления торговых объектов, – комментирует Константин Федоринин. – Дело в том, что идет процедура разработки неких инструкций и технологий – на что, скорее всего, будет потрачено еще месяц–два. Но в общем, все, что принималось мэрией в течение последних лет пяти, никоим образом не улучшало порядок и сроки оформления объектов. Сроки только увеличивались, бюрократизация и затратная часть тоже возрастали. Единственный был плюс за все время, когда разрешили на пять лет оформлять объект, что мы и сделали. Поэтому пока не знаю, чего ждать от этого нововведения».
Что касается отмены обязанности заявителя в течение 60 дней предоставить оформленный кадастровый паспорт в главное управление архитектуры, то в этом эксперты сайта видят позитивные моменты.
«В предыдущем порядке все процедуры четко следовали одна за другой, а каждый чиновник по регламенту – сейчас мы говорим о кадастре – имел право исполнить заявку в течение 60 дней и, скорее всего, ориентировался на крайний срок, – рассуждает господин Федоринин. – Если убирается ограничение в 60 дней для предпринимателя, то наверное это скажется позитивно. Но существует очень много иных подводных камней».
В пример он привел существование в Челябинске большого количества нестационарных объектов, переоформляемых из-за сдвижения в связи с реконструкцией дорог. «Меняется участок и соответственно кадастр. В итоге запускается практически новая процедура – очень долго двигается оформление таких объектов, – рассказывает Константин Федоринин. – Думаю, это касается не только «Роспечати», но и всех предпринимателей, работающих в Челябинске. И здесь нам нужно бы поучиться у столичных партнеров: мэрия Москвы переходит на патент и облегченный порядок, исключающий оформление большого количества документов».
По словам эксперта, патент по сути – это разрешение на право торговли в таком-то месте с такой-то площадью. Подобная схема – разрешение на право торговли – действовала в Челябинске буквально лет семь назад, пока полномочия по данному вопросу от районов не были переданы городу. «Конечно, централизация хороша, но она значительно увеличила бюрократизацию и сроки решения задач. Надеюсь, что в связи с реформой, в которую Челябинск входит с сентября, когда пересмотрят полномочия районов, будет пересмотрен и вопрос по оформлению нестационарных объектов».