Фразу «хочу такой же халат, но с перламутровыми пуговицами» придумали кинематографисты. А слышат ее чаще всего закройщики, остающиеся один на один с заказчиком и его желаниями. Стоит ли рисковать, открывая собственное ателье, во сколько обходится такой старт и что бывает, когда превращаешь хобби в профессию? Chel.ru продолжает серию материалов о начинающих предпринимателях – свою историю рассказывает хозяйка челябинского шоу-рума Люцина Мухутдинова.
«Я шила всегда. Когда заканчивала школу, размышляла о том, чтобы пойти в закройщики. Однако до сих пор убеждена, что это не та профессия, азы которой стоит постигать пять лет. Поэтому поступила на факультет журналистики. И даже работала по специальности после вуза пару лет, одновременно занимаясь шитьем. Однако со временем поняла, что журналистика – не мое, особенно, когда работа становится офисной или превращается в рутину. Поэтому я ушла во фриланс и больше времени стала уделять шитью.
Начинала с мелких интернет-продаж, причем первоначально это не было сверхцелью. Развивая свое увлечение в студенческие годы, я участвовала в выставках hand made (только сейчас понимаю, насколько ужасными были те изделия, удивительно, что они вообще находили покупателя) и создала группу в соцсетях. На момент, когда я вспомнила о ней, там состояло 150 человек. Обновила группу, стала наполнять ее контентом. Продажи пошли уже через неделю.
Поначалу было сложно организовать собственное время. Так как я постоянно работала дома, то вся моя квартира превратилась в работу. Когда поступали первые крупные заказы, я шила по 15 часов в сутки и спала рядом со швейной машинкой. Только через пять месяцев решилась пригласить первую швею. Экономила на всем, что могла сделать сама: фотографировала, редактировала, упаковывала, развозила. Отчасти благодаря этому через пять месяцев вышла на новый уровень, накопив средства для создания интернет-магазина, участия в крупных выставках в других городах и открытие шоу-рума.
Мое первое вложение составило 300 рублей. Я купила полметра ткани, сшила шапку и сфотографировала ее на брате. Следующие три метра ушли на женские шапки, моделью стала сестра. Аудитория меня удивила: писали люди из Москвы, заказывали по 5–10 шапок, и три–четыре месяца я одни шапки и шила. Ну и шарфы еще. Со временем ассортимент расширился, количество клиентов увеличивалось, и 4 мая этого года мы открыли шоу-рум в центре города. Изначально не хотелось открывать офлайн-точку, ведь хороший старт получил наш сайт и группы в соцсетях. Однако сейчас я понимаю, что решение было правильным: одежду все-таки нужно мерить. С открытием магазина количество клиентов значительно увеличилось. Онлайн люди Челябинска редко обращались за изделиями, но, когда открылся шоу-рум, стали приходить – потому что могут посмотреть, потрогать, обсудить вживую. Кто-то приобретает уже готовые вещи, кто-то приходит снимать мерки и т. д. Раньше я покупала два–три метра ткани, сейчас каждый закуп – 30–40 м. Кроме того, теперь я понимаю, насколько важно для магазина иметь свою входную группу, а не отдел в торговом центре: нет ограничения во времени посещения и продаж. Будем работать над этим.
Доставка по России сохраняется, в основном мы продаем вещи в Екатеринбург, Казань и Москву, в этих городах есть постоянные клиенты. Они тоже могут видоизменить вещь по своему усмотрению, самостоятельно сняв мерки. Челябинские же потребители, к сожалению, пока не готовы к интернет-покупкам. Отчасти я их понимаю: уже существующие интернет-магазины подпортили репутацию этого бизнеса. Причем я имею в виду не столько недобросовестных владельцев, которые берут деньги и пропадают, сколько саму организацию подобных магазинов. Как сказал один мой знакомый: «мне хочется развидеть это». Они неудобные, непонятные: пара–тройка таких сайтов, и хочется просто пойти в магазин и купить все необходимое. Тем более, что в нашем городе с каждым годом все больше ТРК, и люди привыкли гулять в них, а не в парках. Глазеть на витрины и покупать масс-маркет.
К тому же местные заказчики, пользуясь близостью продавца, пытаются получить скидку. Доставка стоит денег, ее оплачивают получатели, я работаю по 100-процентной предоплате.
Среднемесячный доход нашего ателье составляет около 30 тысяч рублей, в обороте сегодня около 50 тысяч, и он постепенно увеличивается.
Сейчас моя работа выглядит так. Мы шьем несколько вещей и выставляем их на сайте и в шоу-руме. Люди приходят к нам и либо берут готовое, либо корректируют модель: просят подол покороче, рукав подлиннее, уточняют размер. Иногда заказывают то, чего у нас нет в продаже. Крою я в основном сама. Шьют две швеи, их оплата сдельная, и эту работу я всегда контролирую. Я шью мелочи – снуды, шапки, шарфы, иногда кардиганы. Мне по душе самое начало работы: люблю выбирать ткань и продумывать модель. Времени на большее не хватает. Зато той самой рутины теперь не чувствую совершенно. Основной моей задачей сегодня является поиск помощника, потому что в сфере бизнеса у меня нет абсолютно никакого опыта, а получать его на каких-то больших проколах не хочется. Поэтому создание команды и наконец-таки делегирование обязанностей пока только впереди. К счастью, сложностей, о которых я часто слышу от других владельцев ателье, у меня нет: помещения находятся всегда быстро, клиенты всегда адекватные и приятные люди, отзывчивые друзья помогают в развитии.
Раньше я изучала работы модных дизайнеров, сейчас ориентируюсь на свое вдохновение: когда просматриваешь картинки, забиваешь голову, рискуя повториться или возвести в ранг совершенства какую-то определенную модель. Интересуюсь историей моды, остальное смотрю поверхностно, чтобы быть в теме. В целом в нашем ателье-магазине создаются простые, комфортные вещи. Модели разрабатываются так, чтобы они подходили максимальному количеству аудитории. Часто это классические вещи, с простым кроем, за счет которого я экономлю на пошиве, а качество остается отменным. На одной из выставок познакомились с представителем магазина украшений, теперь это мой партнер: делаем совместные фотосессии моделей, помогаем людям собирать образ целиком.
Сейчас задумываюсь над тем, чтобы сделать полноценную коллекцию с размерным рядом, концепцией, ведь до сих пор работала на поток. Пока я не нашла, где заказать ярлычки на свою одежду. Мне не нравятся качество тех, что делают у нас, слишком hand made. А я не причисляю себя к этому направлению, все-таки hand made – это декоративное мыло, открытки, а я шью одежду. Это бизнес, и хочется сделать его красивым».
Фото: Фото Елены ЕКИМОВОЙ и из архива автора