В конце июля корпорация «Уралвагонзавод» намерена определиться со схемой приобретения активов Усть-Катавского вагоностроительного завода. Такое заявление сделал генеральный директор УВЗ Олег Сиенко на выставке «Иннопром-2014». История не нова: разговор о слиянии двух предприятий идет уже три года, однако никаких конкретных шагов за это время предпринято не было. О том, как могут развиваться события, читайте на Chel.ru.
Слухи о том, что ОАО «Научно-производственная корпорация "Уралвагонзавод"» вот-вот возьмет под контроль ФГУП «Усть-Катавский вагоностроительный завод имени Кирова» усилились в апреле этого года. Однако в конце прошлой недели, на выставке «Иннопром-2014», генеральный директор УВЗ Олег Сиенко в беседе с корреспондентом газеты «Правда УрФО» сообщил, что схема передачи Усть-Катавского предприятия еще не выработана и, возможно, решение будет принято к концу июля.
По его словам, основную сложность в процессе слияния предприятий представляет форма собственности УКВЗ. В 2011 году завод был преобразован в филиал ФГУП «Государственный космический научно-производственный центр имени М. В. Хруничева» и находится в ведении Роскосмоса. Примерно с этого времени руководство Уралвагонзавода озвучило планы по запуску производства электротранспорта на базе УКВЗ: планировалось использовать это трамвайное производство для создания на его базе кластера по выпуску рельсового электротранспорта нового поколения. Технологии производства, по замыслу Уралвагонзавода, были бы переданы УКВЗ от дочерней компании корпорации – екатеринбургского ОАО «Уралтрансмаш», его прямого конкурента. По данным УВЗ, проект включал три этапа – с 2011 по 2013 год, а инициатива якобы принадлежала экс-губернатору Челябинской области Михаилу Юревичу. Именно он еще в конце мая 2011 года заявил, что УКВЗ в ближайшей перспективе может быть разделен на два предприятия, одно из которых сосредоточится на «оборонке», а второе – на производстве трамваев и железнодорожных вагонов. В этом случае объединение с Уралвагонзаводом было бы неизбежным.
По мнению ведущего эксперта УК «Финам Менеджмент» Дмитрия Баранова, этот шаг был бы выгоден обеим сторонам.
«УВЗ получит ответственного, профессионального поставщика, который будет выполнять заказы корпорации. Кроме того, завод сможет освободить часть своих мощностей и загрузить их другими заказами либо частично модернизировать свои мощности. Для УКВЗ же выгода заключается в том, что увеличится его загрузка, продолжится модернизация, оно станет более конкурентоспособным и эффективным. Но для такой перспективы прежде всего необходимо выделить космическое производство в отдельную структуру и поменять юридический статус предприятия, лишь после этого можно будет решать вопрос о том, когда и в каком виде УКВЗ станет частью УВЗ».
Усть-Катавский вагоностроительный завод имени С. М. Кирова, основной поставщик трамвайных вагонов на рынок России и стран СНГ, основан в 1758 году. Предприятие обладает высоким техническим потенциалом, имеет современное, сложное гибкопереналаживаемое оборудование и квалифицированных специалистов. Специализируется на выпуске трамвайных вагонов, газорегулирующего оборудования, трубопроводной арматуры, насосов, товаров народного потребления и оборонных заказов.
Спустя три года бездействия нарисовались две схемы передачи УКВЗ. Либо Усть-Катавский завод в качестве ФГУПа передается Минпромторгу, а уже потом – УВЗ, либо ФГУП акционируют, развязав руки для дальнейших сделок. Заметим, речь идет уже не только о «трамвайных» активах УКВЗ, но и о передаче предприятия целиком.
«Процедура акционирования займет около двух лет, – говорит заместитель генерального директора УКВЗ по коммерческим вопросам Андрей Пигасов. – Поэтому неудивительно, что к ней так взвешенно подходят. Что касается непосредственно процедуры передачи, сложно дать ей оценку. Конечно, как производителям трамваев, нашим предприятиям будет лучше объединиться, ведь мы работаем на одной элементной базе и пытаемся угнаться друг за дружкой в плане разработки новых моделей. Однако, объединив усилия, можно будет добиться лучшего результата и конкурировать уже с внешними компаниями – белорусским производителем общественного электротранспорта «Белкоммунмаш», например».
Действительно, недавно презентованный широкой публике трамвай R1, произведенный на Уралвагонзаводе, признан уникальной разработкой. Он оборудован модулем Wi-Fi, GPS и ГЛОНАСС-навигацией, семью HD-камерами видеонаблюдения, системой кондиционирования и антибактериальными поручнями.
«Однако как предприятие, интегрированное в ракетно-космическую отрасль, половину продукции УКВЗ изготовляет именно для этой сферы, – продолжает Андрей Пигасов. – Эту часть производства очень хотелось бы сохранить в силу интересности ее воплощения и перспективности, важно, чтобы на это пошел новый владелец».
Тем не менее генеральный директор ОАО «Златмаш» Сергей Лемешевский полагает, что в случае смены собственника надеждам заводчан Усть-Катава сбыться не суждено.
«Скорее всего, космический центр имени Хруничева выведет свои заказы, как только УКВЗ отойдет Уралвагонзаводу, – считает он. – Роскосмосу для удовлетворения своих нужд достаточно собственных предприятий. Интерес же к Усть-Катавскому заводу понятен: он конкурентоспособен, находится в неплохом состоянии, а социальная потребность в транспорте не исчерпывается».
Между тем Уралвагонзавод продолжает наращивать мощности. Сегодня он возглавляет интегрированную структуру более чем из 20 промышленных предприятий, научно-исследовательских институтов и конструкторских бюро в России и Европе, в числе которых две челябинских компании ООО «ЧТЗ-УРАЛТРАК» и ОАО «НПО "Электромашина"». Минувшая недавно международная выставка «Иннопром» стала для корпорации особенно урожайной в плане поиска новых партнеров. В частности, были заключены соглашения о сотрудничестве с польской компанией «Рельсовые транспортные средства PESA» и российским Заводом металлоконструкций.
Фото: Фото с сайта Tourblogger.ru