Россияне перестали руководствоваться низкой ценой при выборе продуктов питания. Большинство готовы платить больше, но покупать свежие и экологически чистые продукты без содержания ГМО, отдавая предпочтение отечественным производителям. При этом торговый оборот за последние три месяца снизился – впервые за последние пять лет. Эксперты связывают переоценку приоритетов с ростом благосостояния россиян, хотя, по данным Росстата, реальные доходы населения, напротив, сокращаются.
Цена перестала быть определяющим фактором при выборе продуктов питания, которые окажутся в корзине потребителей, выяснил в ходе опроса исследовательский центр «Ромир». Две трети опрошенных россиян готовы тратиться на свежие (не замороженные, не обработанные) продукты. Еще 64% заявили, что готовы переплачивать за экологически чистые продукты. Этот показатель немного увеличился за последние два года, когда он составлял 58%. Более половины респондентов (57%) готовы заплатить дороже за продукты без содержания ГМО. Два года назад это показатель также был ниже. Более чем вдвое сократилось число тех, кто не готов переплачивать за качественные продукты. «Это говорит о том, что россияне стали более внимательно относятся к тому, что они едят, готовы вкладывать дополнительные средства в здоровые продукты. Таким образом, можно говорить о том, что жители российских городов последовали примеру европейцев, которые особо ценят экологические и свежие продукты», – отмечают эксперты «Ромира». При этом розничная цена продуктов питания оказалась на третьем месте среди наиболее важных характеристик при покупке. В первую же очередь покупатели обращают вниманием на срок годности, затем читают состав, и только потом смотрят на цену. Страна-производитель и марка (бренд), как выяснилось, являются еще менее значимыми характеристиками.
Какие продукты россияне считают качественными?
92% – без искусственных добавок и красителей;
44% – выращенные/произведенные в России;
43% – с небольшим сроком хранения.
Источник: «Ромир»
Большинство (60%) участников опроса, например, отметили, что за последний год стали больше покупать свежих продуктов. А еще треть респондентов (32%) сохранили долю «фреша» неизменной в своей потребительской корзине. Однако стиль покупок свежих продуктов в России пока отличается от западного. В Европе, как известно, за свежими товарами покупатели идут на рынки или в частные лавочки. Россияне же пока отдают предпочтение супермаркетам (42%). Хотя доля тех, кто покупает свежие продукты на рынках также значительна – 38%. В фермерских лавках и специализированных магазинах свежие продукты предпочитают покупать пока 20% горожан.
«Конкуренция розничных сетей очень высока, причем как в низком, так и в высоком ценовом сегменте, и это толкает сети к повышению качества продуктов. Даже в бюджетных магазинах сегодня можно купить качественные продукты», – поясняет генеральный директор финансовой компании GKFX Дмитрий Раннев. По его мнению, тот факт, что покупатели стали реже смотреть на ценники, говорит о том, что вырос уровень благосостояния россиян. «Цены на нефть находятся на высоком уровне. Безработица – одна из самых низких, если не самая низкая в Европе, поэтому россияне могут себе позволить не обращать внимание на стоимость продуктов, особенно летом, когда цены на продукты питания практически не растут», – считает Дмитрий Раннев, прогнозируя рост цен до конца года на три–четыре процента, примерно наравне с инфляцией.
При этом последние данные, опубликованные Росстатом, свидетельствуют об обратном – в первом полугодии 2014 года реальные доходы россиян, наоборот, сократились на 0,2%, а в июне – на 2,9%. Это привело к тому, что снизился спрос на целый ряд товаров и услуг. С апреля по июнь россияне потратили на продукты питания, напитки и сигареты 2,94 трлн руб. – на 0,1% ниже показателя аналогичного периода 2013 года. Последний раз такое снижение в торговле было замечено в декабре 2009 года. Самые большие потери понесли сети X5 Retail Group: сопоставимый трафик в ее супермаркетах «Перекресток» с апреля по июнь сократился на 4,3%, в дискаунтерах «Пятерочка» – на 0,6%, отток по всей группе составил 1,2%. Снижение числа покупателей компания объяснила слишком холодным июнем и длинными, по сравнению с предыдущим годом, выходными. При этом выручка X5 за полугодие выросла на 15,3%. Другие крупные продуктовые ретейлеры нарастили продажи: во втором квартале быстрее всех росли «Лента» (на 39%), «Магнит» (30,6%) и «Дикси» (26,7%).
Директор филиальной сети QB Finance Владимир Пахомов отмечает, что ситуация, когда цена перестала быть определяющей при выборе продуктов питания, сложилась в связи с несколькими факторами. За первый квартал 2014 года инфляция выросла примерно на пять процентов, тогда как номинальная зарплата – на 11,1% до 30 057 руб. по сравнению с тем же периодом прошлого года. Помимо этого покупка товаров и услуг в структуре потребления населения выросла на 6,5% до 82,5% за первый квартал 2014 года соответственно. «Из этого следует, что помимо того, что рост заработной платы опережает рост потребительских цен, так еще и население стало тратить больше собственных средств на продукты питания и услуги», – говорит Владимир Пахомов. Кроме того, продолжает эксперт, если цена продукта больше не является определяющей при покупках, то потребитель будет выбирать по другим параметрам. «Полагаю, что под влиянием современных трендов о здоровом образе жизни возросло значение качества самого товара. Люди стали больше заботиться о своем здоровье и не имеют склонности экономить на себе», – считает Владимир Пахомов, добавляя, что поведение цен, конечно, будет завить от макроэкономической ситуации, но по прогнозу к концу года инфляция будет в пределах 10%.
Как пояснил коммерческий директор розничной сети «Проспект» Андрей Грибанов, в Челябинске какого-либо заметного перераспределения между премиум-, эконом- и средним сегментами не наблюдается. «Люди, которые покупали продукты премиального уровня, не изменили своим привычкам. Просел средний сегмент. Не секрет, какова сегодня экономическая ситуация, которая заставляет людей экономить на продуктах – они переключаются на продукты эконом-класса. Безусловно, есть определенные движения по категориям продуктов внутри сегмента, но, согласно исследованиям, падает именно средний ценовой сегмент», – комментирует Андрей Грибанов, добавляя, что немного увеличился средний чек, и то из-за инфляции.
С ним согласен генеральный директор торговой компании «Тимшел» Михаил Рукавишников. «Дорогой продуктовый сегмент не проседает никогда, какова бы ни была экономическая ситуация. К примеру, на протяжении нескольких лет не падают продажи колбасы из оленины по цене три тысячи рублей за килограмм, причем не в элитном бутике, а в известной сети супермаркетов», – рассказывает он. При этом, по его мнению, при выборе товаров южноуральские покупатели привыкли ориентироваться, скорее, не на цену, а на известный бренд.
Фото: Фото с сайта Upbeatdietetics.org