17 сентября пятница
СЕЙЧАС +9°С

«Башнефть» поглотила «ОПТАН»

Поделиться

Поделиться

Компания «Башнефть» приобрела сеть автозаправочных станций под торговой маркой «ОПТАН» в 12 регионах России, в том числе и в Челябинской области. Сделка оценивается в 8,8 млрд рублей. Чем вызван этот масштабный шаг компании и отразится ли экспансия «Башнефти» на рыночных ценах на бензин, читайте в материале Chel.ru.

Одна из крупных частных нефтяных компаний России – «Башнефть» – в конце прошлой недели официально объявила о покупке сети АЗС «ОПТАН», расположенных в 12 регионах страны. Эта сделка обошлась «Башнефти» в 8,8 млрд рублей с учетом поправок на оборотный капитал. При условии одобрения ФАС покупки ООО «АЗС-Уфа» сделки по приобретению сети «ОПТАН» будут завершены до конца 2014 года.

Напомним, несколькими месяцами ранее, в марте, как уже сообщал Chel.ru, АНК «Башнефть» приобрела активы магнитогорского розничного оператора АЗС, работавшего под брендом Red Oil, – компанию «Промэнергоресурс», владевшую сетью из пяти АЗС и семью земельными участками в Магнитогорске.

«Башнефть» получила контроль над 100% долей ООО «АЗС-Саранск», ЗАО «Урал» и ЗАО «Гелиос», владеющих частью сети АЗС (37 станций) под торговой маркой «ОПТАН», а также 4 земельными участками для строительства новых АЗС. Ранее ФАС одобрила приобретение «Башнефтью» 100% акций ЗАО «ОПТАН-АЗС», владеющего 49 АЗС под торговой маркой «ОПТАН» и 3 земельными участками. Компания также ходатайствовала о приобретении 100% долей ООО «АЗС-Уфа», владеющего оставшейся частью сети «ОПТАН» (шесть АЗС и четыре земельных участка).

По словам представителей «Башнефти», эти регионы являются приоритетными для развития собственной розничной сети «Башнефти» в силу географической близости к уфимскому нефтеперерабатывающему комплексу компании и возможностей оптимизации затрат на поставки нефтепродуктов. «Это полностью соответствует нашей стратегии по расширению числа собственных АЗС в приоритетных регионах развития, – заявил вице-президент «Башнефти» по региональным продажам Дмитрий Панюков. – Сделка позволит нам существенно увеличить розничные продажи моторных топлив, что станет важным шагом на пути достижения нашей стратегической цели – реализации через розничные каналы сбыта к 2020 году 80% производимого компанией бензина».

«Традиционно «Башнефть» концентрируется на развитии сети АЗС в Башкирии, основном регионе деятельности компании и близлежащих регионах по причине того, что именно в Башкирии расположены перерабатывающие активы компании», – подтведил региональный интерес нефтяников аналитик независимого аналитического агентства «Инвесткафе» Григорий Бирг.

В целом сеть «ОПТАН» характеризуется хорошим техническим состоянием большинства АЗС и выгодным расположением земельных участков для строительства новых станций. Для достижения максимального эффекта от коммерческой эксплуатации этих заправок «Башнефть» планирует проведение ребрендинга сети, а также модернизацию и реконструкцию ряда ее объектов.

Руководство «ОПТАНа» от комментариев отказалось, сославшись на конфиденциальность деталей сделки. Однако, по мнению экспертов, для «Башнефти» покупка региональных АЗС – очень выгодный шаг.

Сеть «ОПТАН» включает 92 АЗС и 11 земельных участков в Челябинской, Курганской, Ульяновской, Владимирской, Нижегородской, Самарской и Свердловской областях, а также в Башкортостане, Мордовии, Чувашии, Татарстане и Марий Эл. Значительная часть АЗС расположена в областных центрах, а также на трассах федерального значения М-5 «Урал», М-7 «Волга» и М-51 «Байкал».

«Такие действия повышают узнаваемость компании, способствуют привлечению новых клиентов, – говорит ведущий эксперт УК «ФИНАМ Менеджмент» Дмитрий Баранов. – Это приобретение может послужить драйвером роста биржевой капитализации компании. Покупка «Башнефтью» региональных игроков полностью укладывается в сегодняшние тенденции этого рынка, который достаточно структурирован и подчинен федеральным сетям АЗС, принадлежащим крупным вертикально-интегрированным нефтяным компаниям. Он отличается высокой конкуренцией, которую с трудом выдерживают независимые операторы. Число их АЗС сокращается, освободившиеся места занимают более крупные сети, как федеральные, так и региональные. За ними будущее: ведь только сети обладают необходимыми ресурсами для своего развития и максимально полного удовлетворения потребностей клиентов, способны выдерживать серьезную конкуренцию. Независимые игроки не смогут долго противостоять АЗС, принадлежащим крупным ВИНКам, а потому их число будет сокращаться».

«Рынок розничной торговли топливом консолидируется, в частности, в связи с ручным регулированием цен на топливо и ростом конкуренции, – согласен с коллегой аналитик «Инвесткафе» Григорий Бирг. – Из-за этого в относительно более выгодном положении оказываются вертикально интегрированные нефтяные компании, в то время как рентабельность бизнеса независимых игроков снизилась. Вместе с этим крупные игроки в лице ВИНК заинтересованы в расширении сбытовой сети. Особенно актуально это для «Башнефти», которая обладает существенными перерабатывающими мощностями, и увеличение продаж нефтепродуктов через премиальные розничные каналы позитивно сказывается на рентабельности бизнеса. Переработка нефти на НПЗ по-прежнему остается более привлекательной, чем ее реализация на внутреннем рынке или экспорт».

Приход в регионы крупных федеральных игроков не может не сказаться на рынке нефтепродуктов. И речь идет не о скачке цен на бензин.

«Во-первых, вырастет конкуренция, что может привести к исчезновению игроков-одиночек, имеющих в своем активе всего лишь несколько заправок. Во-вторых, улучшится качество реализуемого топлива в регионах, потому что федеральные игроки будут обеспечивать это качество по факту, а местные игроки, если они захотят остаться на рынке, просто будут вынуждены это качество обеспечивать и перестать продавать малопонятную жидкость под видом бензина. В-третьих, из-за роста конкуренции все игроки рынка заправок будут вынуждены придумывать и внедрять различные дополнительные услуги на своих АЗС, чтобы привлечь потребителей. Так что, в конечном итоге, расширение работы федеральных сетей АЗС в регионах положительно скажется на местном заправочном бизнесе. Дальнейшая экспансия федеральных сетей автозаправок «на места» продолжится, а это значит, что и «Башнефть» в дальнейшем может осуществить новые приобретения региональных сетей АЗС», – делает прогноз Дмитрий Баранов.

Между тем месяц назад, 18 июня, ФАС России согласовала новую редакцию торговой политики ОАО АНК «Башнефть» – «Порядок ценообразования и общие принципы реализации автомобильных бензинов на оптовых рынках на территории РФ». Ключевое изменение в ней касается возможности увеличения объемов поставок нефтепродуктов в адрес организаций, не входящих в группу лиц ОАО АНК «Башнефть» и не аффилированных с компанией, как посредством предложения на биржевых торгах, так и по прямым договорам оптом с нефтеперерабатывающих заводов и нефтебаз.

«Заслуживает особого внимания организационное обособление компанией розничного сегмента рынка нефтепродуктов в отдельное юридическое лицо, что будет способствовать увеличению открытости и прозрачности продаж и позволит обеспечить недискриминационный допуск потребителей на этот товарный рынок», – отметил тогда замруководителя ФАС России Анатолий Голомолзин.

Автор

оцените материал

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Хочешь быть в курсе событий, которые происходят в Челябинске? Подпишись на нашу почтовую рассылку
Загрузка...
Загрузка...