В России с 28 июля введен запрет на импорт молока и молочной продукции из Украины и ограничен ввоз продуктов растениеводства. Чем молочная продукция из этой страны не угодила Россельхознадзору, как это скажется на экономике Южного Урала и какие еще продукты могут оказаться под запретом – в статье на Chel.ru.
Запрет на импорт продуктов украинской молочной промышленности – один из череды подобных запретов на продукты питания, произведенные на территории Украины. К примеру, ранее неоднократно сообщалось о небезопасности украинской сырной продукции, которая может изготавливаться с применением пальмовых жиров неизвестного качества и происхождения. До этого уже введены запреты на импорт в Россию сыров с 13 заводов Украины, картофеля со всех предприятий страны из-за вредителя – золотой нематоды, и свинины из-за угрозы распространения африканской чумы свиней. Еще с лета 2013 года ограничены поставки кондитерской продукции компании Roshen с украинских фабрик в связи с сомнениями в ее качестве и безопасности. Не исключается, что список запрещенной к продаже украинской готовой пищевой продукции дополнится рыбными консервами.
По данным Федеральной таможенной службы, общий объем импорта пищевой продукции (за исключением напитков) в Россию из Украины с начала 2014 года по июнь в денежном выражении достиг $495 миллионов, в натуральном выражении – почти 230 тысяч тонн.
Украинская «молочка» попала в немилость из-за неоднократного выявления в ней «остатков запрещенных и вредных веществ, включая остаточные количества антибиотиков тетрациклиновой группы, соли тяжелых металлов, микроорганизмы, в том числе патогенные», пишет «Российская газета». Список состоит из почти 30 предприятий, с ним можно ознакомиться здесь.
Кроме того, с сегодняшнего дня, 28 июля, действует запрет на ввоз всей украинской растительной продукции в багаже, ручной клади пассажиров и почтовых отправлениях. По данным Россельхознадзора, с начала текущего года пресечены 182 попытки ввоза с территории Украины картофеля и саженцев плодовых и декоративных культур без фитосанитарных сертификатов. При этом в ручной клади и багаже пассажиров из Украины выявлены пять видов карантинных для России объектов – амброзия полыннолистная, ценхрус малоцветковый, западный (калифорнийский) цветочный трипс, золотистая картофельная нематода, картофельная моль.
Кстати, ранее Россельхознадзор предупредил, что будет вынужден ограничить поставки всего продовольствия из Украины, если Киев не успеет привести производство продуктов в соответствие с требованиями Таможенного союза к импортной европейской продукции до ратификации соглашения о присоединении к ЕС.
Молочные продукты за шесть месяцев 2014 года стали основной товарной группой в структуре импорта украинского продовольствия в Россию – объем поставок этой категории превысил $106 миллионов в стоимостном выражении. Другие крупные товарные группы – шоколад и иные продукты с содержанием какао ($63 миллиона), фруктовые соки ($21,5 миллиона) и овощные консервы ($20,5 миллиона).
По мнению респондентов Chel.ru, санкции, нацеленные против поставок в Россию каких-либо продуктов из Украины, вряд ли хоть как-то отразятся на Челябинской области.
«Для молочной продукции Украины слишком большое транспортное плечо, – комментирует министр сельского хозяйства Челябинской области Сергей Сушков. – А продукция с долгим сроком консервирования у нас представлена белорусского и московского производства, в Украине же ее практически не выпускают. Что касается, в частности, сыров, то, поскольку Челябинская область их сама не производит, нам сыры поставляют со всего мира. В итоге на прилавке представлено такое разнообразие, что удельный вес украинских сыров, если они здесь и есть, – 0,001 процента – не более того. Соответственно, у нас практически не продается «молочка» украинского производства, и эта санкция вообще никак не отразится на Южном Урале».
«В нашей ассортиментной линейке продукции украинских производителей нет вовсе, – комментирует директор розничной сети «Здоровая Ферма» Ирина Турышева. – В целом же, насколько мне известно, на Южный Урал Украина в основном поставляла сыры. Но поскольку разнообразие сырной продукции на прилавках области достаточно велико – и зарубежных, и российских производителей, – данная санкция наш регион не затронет».
Отчеты о том, какие молочные продукты представлены на полках магазинов края, говорят о практически полном отсутствии там украинской продукции, указал министр. «Аналогичная ситуация и по овощам – ранее с Украины поступало немного того, что связано с продукцией растениеводства, например, растительное масло, – продолжает Сергей Сушков. – Но это было только до тех пор, пока южноуральская компания «Сигма» не начала выпускать масло, тем самым вытеснив украинских производителей».
Схожего мнения придерживается и директор сети мини-маркетов «Домашний» Илья Коноплев. «Думаю, что все эти запреты на работе южноуральских предприятий не отразятся совершенно никак, – комментирует он. – На самом деле, из всех этих запрещенных продуктов самая максимальная доля у «Рошена», но ввоз этой кондитерской продукции запретили уже год назад, все мы к этому давно привыкли, и проблем, по-моему, никто не испытывает. Что касается молока, то, откровенно говоря, я не помню ни одного украинского бренда в розничной торговле молоком на Южном Урале. Хотя, может быть, существуют какие-то промежуточные поставки сухого или сгущенного молока. Картофель на прилавках – то иорданский, то наш местный – поэтому и этот запрет не имеет значения. Думаю, все эти санкции – просто политические игры, не влияющие на экономику, по крайней мере, на нашу. Импорт Украины на Южный Урал – далеко не первостепенный вопрос».
Вместе с тем влияние продовольственного рынка Украины на Челябинскую область все же наблюдается, хотя лишь косвенное, отмечают респонденты сайта. «Оно заключается в том, что когда на Украине родится достаточно много зерна, его вбрасывают в значительном количестве на рынок России – в результате на нашем рынке падает цена, – поясняет Сергей Сушков. – Но это происходит не только в Челябинской области, а в российских масштабах».
Вообще же достаточно большее влияние на украинский пищевой рынок оказывает именно Россия, в частности, Белгородская область – самый крупный сельскохозяйственный регион России, который пол-Украины снабжал и свининой, и продуктами питания, напомнил Сергей Сушков. «В общем, в продовольственных санкциях против Украины не вижу никаких проблем, – заключает министр. – Несколько больше Южный Урал с Украиной связан работой промышленных предприятий – поставками для машиностроения и металлургии».