Фуа-гра, норвежский лосось, хамон, пармская ветчина, мраморная говядина, пармезан и дор-блю... Гурманы в печали: иностранные деликатесы попали под политический запрет. В отличие от общей массы мясных и молочных продуктов быстро заменить их продукцией российского производства довольно проблематично. Можно ли выращивать и производить модные вкусности прямо на территории Челябинской области, выяснял Chel.ru.
Власти заявляют, что сейчас у наших сельхозтоваропроизводителей появился реальный шанс занять освободившуюся нишу. «Я уверен, что мы готовы обеспечить продуктами питания не только жителей Челябинской области, но и далеко за ее пределами», – заявил врио губернатора региона Борис Дубровский. Готовы ли южноуральские аграрии и переработчики воспользоваться такой возможностью?
Первым громко заявил о себе Нагайбакский район. По признанию его главы Каирбека Сеилова, местные власти нашли инвестора для строительства форелевого хозяйства, пуск которого намечен на 2015 год. Проект рассчитан на выход 100–150 тонн форели в год. «Мы накормим Магнитогорск и близлежащие районы: Агаповский, Верхнеуральский, Кизильский и Нагайбакский. Вкладываем примерно 40–50 миллионов рублей, но уже через два года проект полностью окупится. В декабре мы уже запустим мальков, в августе–сентябре первая партия пойдет на продажу», – поясняет юрист и главный бухгалтер компании-инвестора – ООО «Глория» – Татьяна Любичанковская.
Для организации пяти искусственных водоемов используются чистые подземные источники около поселка Нагайбакский. Предусмотрены насыщение кислородом и ионизация воды. Этого достаточно для разведения форели даже в условиях непредсказуемой уральской погоды.
«Я не могу обсуждать чужие бизнес-проекты, – с сомнением относится к новому хозяйству генеральный директор агрохолдинга «Равис» Андрей Косилов. – Но мне кажется несколько абсурдным для разведения рыбы в Челябинской области, богатой озерами с чистейшей водой, особенно в горнозаводской зоне, рыть пруды. И потом, нельзя назвать это производство уникальным для Южного Урала: разведением форели у нас занимаются десятки рыбаков-фермеров, существуют огромные хозяйства».
Сам Андрей Косилов, занятый производством мяса, прекрасно понимает, что его предприятие сегодня имеет возможность нарастить объем продаж, и пользуется этим. «Мы уже увеличили производство на восемь процентов, планируем поднять до 15%. За 10 с лишним лет Челябинская область добилась большого успеха в этой сфере, мясом птицы мы самообеспечены на 100%. Что касается деликатесов, то мы постоянно корректируем свой ассортимент, каждый месяц вводим по четыре–пять видов новой продукции».
Между тем форель может стать спасением для бизнеса, завязанного на японской кухне. Выступит она в качестве заменителя лосося – очень востребованного ингредиента для суши и сашими. Вкусовые качества этих рыб несущественно отличаются при грамотной обработке. Однако нагайбакцы не успеют закрыть потребности таких ресторанов, которые не могут ждать целый год.
Как рассказал заместитель директора ресторана доставки «Бусидо» Евгений Лазарев, вопрос сотрудничества с местными форелевыми хозяйствами еще не проработан, однако они могут оказать существенную поддержку в этот кризисный для рестораторов период. «Лосось занимает существенную долю в наших блюдах – до 80 процентов. «Филадельфия» – самый популярный ролл. И еще 50 процентов роллов содержат его в себе. Думали работать по поставке лосося с Мурманском, но его не хватит на всех – поставщики уже сегодня заявляют об этом. А китайский замороженный по качеству значительно хуже, – поясняет эксперт. – Поэтому будем смотреть в сторону местной форели».
Несладко приходится и представителям традиционной европейской кухни, в которой «выпало» гораздо больше ингредиентов. И местные производители помочь ему не в силах: слишком много импортных наименований используется при приготовлении блюд, слишком большой объем требуется, чтобы всех накормить.
«Плановая отгрузка пока осуществляется, но это продолжится недолго, – говорит генеральный директор Центра гостеприимства «Европа» Игорь Тумаркин. – В METRO сейчас телегами скупают сыры – маскарпоне, крем-чиз. Орехи, сыры, сливки... – в России пока не существует их аналогов, я уж не говорю о Челябинской области. Теоретически наши производители могли бы перепрофилироваться, для этого важны всего две вещи: изначальное сырье и технология. Стоит только заменить, к примеру, молоко, и пармезан будет совсем другим. Он в России и так другой. Но даже если выполнить эти два условия, нужно найти инвесторов и рынок сбыта».
При этом, по мнению Игоря Тумаркина, выход сейчас один – встреча представителей рынка HoReCa и крупных производителей региона с целью выстраивания совместной стратегии. «А пока будем экспериментировать, потому что в ближайшее время ситуация не изменится. Будем модернизировать меню, видоизменять рецепты», – заключает Игорь Тумаркин.
В поисках идеального пармезана директор «Европы» обращался и в компанию «Вкус еды», расположенной в Сосновском районе. Совсем недавно небольшое предприятие, четыре года занимающееся поставками молочных продуктов на прилавки магазинов сети «Молния», попало под пристальное внимание журналистов. Сообщалось, что местные технологии позволяют производить заморские безвременно потерянные сыры.
«Вообще-то позволяет, – пояснил Chel.ru директор компании «Вкус еды» Павел Рекуданов. – Но для начала подобного производства нужно, чтобы и нам кто-нибудь помог. У нас небольшое предприятие, перерабатывающее 2,5–3 тонны молока в сутки. Коллектив состоит из шести человек! Совсем недавно мы запустили в продажу козье молоко, основную долю по-прежнему занимают продукты из коровьего. Козий сыр пока даже не продаем массово, хотя производим. Вокруг нас поднялась шумиха, но объективно мы не готовы к масштабному производству – на него просто нет денег. А технология – да, есть. Совсем недавно мы получили патент на уникальный способ производства творога».
Начальник отдела внешних связей министерства сельского хозяйства Челябинской области Наталья Ковалева сообщила, что производство деликатесов на территории Челябинской области, конечно, есть. Однако какой-либо статистики по нему не ведется, а потому, чтобы узнать, где именно на Южном Урале можно купить мраморную говядину собственного производства, нужен хотя бы поверхностный мониторинг рынка.
А тем временем глава Нагайбакского района Каирбек Сеилов обещает своим землякам не только рыбу, но и молоко: «Прорабатывается вопрос по реализации еще одного инвестпроекта по строительству крупной молочно-товарной фермы. Сейчас выбираем место».