Южноуральцы все чаще «занимают» небольшие суммы на страхование и ремонт автомобиля, организацию праздников и покупку бытовой техники в микрофинансовых организациях. В первом полугодии Урал вошел в число лидеров среди регионов с наибольшим ростом количества пользователей микрозаймами. По мнению участников рынка, потребность в займах «на разные нужды» может еще больше вырасти из-за слабой конкуренцией банков в небольших городах и ростом ставок по кредитам в банках.
В этом году жители Урала и южных регионов проявляют особый интерес к микрозаймам, выяснила компания «Домашние деньги». По ее данным, во втором квартале 2014 года именно в здесь наравне с Центральной Россией отмечен максимальный рост потребности в микрозаймах. «Если в аналогичный период прошлого года большинство заявок поступало из Московской области, то в этом году эта доля снизилась до 18%. Изменилось соотношение обращений – заявки из населенных пунктов Центральной России, Урала, московского региона составляют практически одинаковую долю», – отмечает главный исполнительный директор компании «Домашние деньги» Андрей Бахвалов. В целом количество заявок на выдачу займов в компании выросло на 40% по сравнению с прошлым годом. По его мнению, в ближайшее время микрофинансовые компании будут активно «проникать» в города с численностью до 50 тыс. человек. «Отсутствие конкуренции со стороны банков, связанное с низким уровнем их проникновения в этих населенных пунктах, позволит предоставлять услуги кредитования тем жителям России, для которых они ранее были недоступны», – отметил Андрей Бахвалов.
На что чаще всего берут небольшие займы в МФО челябинцы – выяснил ChelFin.ru, изучив данные компаний по итогам летнего периода. Эксперты рынка отметили, что этим летом жители Челябинска чаще всего «занимали» у МФО на ремонт и покупку инструментов. И только потом на покупку бытовой техники, развитие бизнеса и организацию праздников. По данным компании «МигКредит», займы на отдых оказались на предпоследнем месте. А вот по данным компании «Домашние деньги», в кредит поехал отдыхать каждый пятый клиент компании. При этом несмотря на то, что лето практически не радовало жаркой погодой, отдельной статьей расходов стала покупка вентиляторов, кондиционеров и бассейнов для дачи. Не обошлось и без традиционного «креатива». «Среди необычных целей займов в Челябинске в этом году можно выделить сразу несколько заявок на покупку металлоискателя. Это можно соотнести со знаменитым челябинским метеоритом: видимо, его обломки надеются найти до сих пор», – отмечает заместитель генерального директора по развитию бизнеса, член правления «МигКредит» Динара Юнусова.
В среднем клиент МФО обращается за займом в 20–25 тыс. рублей на срок до полугода.
Как правило, потребителей привлекает простота получения микрокредита – в основном требуется только паспорт и полчаса свободного времени. «Взять микрозайм уместно, когда деньги нужны на день-два, а взять взаймы у кого-то нет возможности. Но нужно понимать, что пользоваться этим кредитом можно небольшой период времени», – подчеркивает заместителя председателя ЧРО «Финпотребсоюз» Вячеслав Курилин. Он обращает внимание на то, что чаще всего процентные ставки по таким займам начисляются ежедневно. В результате за год может получится большая переплата. Чтобы заемщики не становились жертвами собственной невнимательности, Центробанк обязал МФО по аналогии с банками информировать клиентов о полной стоимости займов. При этом в расчет должны входить не только процентная ставка, но и различные платежи. Полная стоимость кредита должна быть прописана на первой странице договора. Причем «мельчить» тут категорически запрещено: рамка с информацией должна занимать не менее пяти процентов от площади всего листа.
Фото: Инфографика Эдуарда ФАДЮШИНА