Челябинцы продолжают жаловаться на повышение розничных цен в продовольственных магазинах. По их мнению, рост цен на продукты не только не остановился, а даже ускорился. Кто в этом виноват, власти и контролирующие органы единогласно ответить не могут. Но больше всего цены поднялись именно на товары местного производства. Тем временем на прилавки города и области продолжают поступать запрещенные санкциями товары.
Больше всего недоумений у южноуральцев вызывает рост цен на мясо курицы. При этом Челябинская область, имеющая несколько агрохолдингов, обеспечивает себя птицей на 140%. Тем не менее, по данным Минсельхоза России, только за последний месяц она подорожала на 13,3%. Рост цен в данной категории наблюдался и ранее. Так, в среднем за год стоимость курицы возросла на 39,7%.
«Чтобы понять причины, нужно смотреть, что у нас было в 2013 году. После вступления России в ВТО появилось много импортного мяса, соответственно, рынок был переполнен. Тогда же снизились субсидии на погашение процентов по кредитам. Челябинские производители начали работать чуть ли не в убыток», – пояснила начальник отдела анализа товарных и финансовых рынков Челябинского управления ФАС Юлия Пузанкова. Она отмечает, что в этом году цены всего лишь выровнялись до уровня рентабельности.
А вот «народные контролеры» не согласны с мнением антимонопольщиков. Высокая конкуренция, наоборот, должна была спровоцировать снижение цен. В то время как западные производители оценивали свою продукцию в $1 за килограмм, местные аграрии ставили наценки в два–три раза выше. «Потребитель проголосовал рублем, и объемы продаж упали. После введения ответных санкций местные производители мяса птицы снова начали повышать цены. Сейчас, я смотрю, стоимость снова снизилась и составила 97 рублей», – рассказал руководитель проекта «Народный контроль» Вадим Воробей.
Что касается остальных видов мяса, ситуация вырисовывается неоднозначная. Так, например, за последнюю неделю агрофирма «Ариант» подняла цены на говядину до 391,2 рубля, а свинина подешевела на пять рублей и составила 298,6 рубля за килограмм.
С момента введения санкций в антимонопольную службу поступило около полусотни заявлений. «Много заявлений на подорожание колбасы, жареной курицы, лимонов, индюшки, сельди и даже авокадо», – отмечает Юлия Пузанкова. Минсельхоз России также фиксирует повышение цен на макароны, сливочное масло, гречку и огурцы. Кстати, огурцы челябинские аграрии тоже выращивают в достаточном количестве. Но в данном случае подорожание до 52,5 рублей связывают исключительно с сезонностью.
«В летний сезон, я считаю, огурцы были очень дешевыми. Но этот овощ растет при температуре от восьми градусов. С наступлением осени тепличный комбинат начинает работать на полную мощность и потребляет большое количество энергии. Цены изменяются в соответствии с рентабельностью», – подчеркнул начальник управления регулирования агропродовольтственного рынка регионального минсельхоза Анатолий Малишевский.
Сезонный фактор повлиял и на снижение цен. Так, морковь «скинула» 21,7%, подешевев до 18,8 рубля, а цена капусты уменьшилась на 15,9% и составила 8,45 рубля за килограмм. Российские яблоки, имеющиеся во многих личных приусадебных хозяйствах, традиционно составили конкуренцию импортным и подешевели в сентябре на 11%.
Ощутить импортозамещение, связанное с эмбарго, челябинцы еще не успели. По словам представителей торговых сетей, резкого спада покупательской активности нет. «Похожий товар есть, но он другой! Если, например, настоящая моцарелла итальянская, люди пробуют покупать какой-то другой сыр. Но кушать меньше они точно не стали», – рассказал коммерческий директор розничной сети «Проспект» Андрей Грибанов.
Однако южноуральским покупателям все же удается приобрести запрещенную продукцию. Так, контролирующими органами были замечены «контрабандные» товары на челябинских прилавках. По одним данным, такая продукция чаще встречается в небольших магазинах и рыках, по другим – в крупных торговых сетях. «У торговых сетей оптовые поставки и большие объемы: завезут одну фуру – и обеспечили себя товаром. Частным предпринимателям заниматься этим просто некогда», – поделился мнением Вадим Воробей.
Помимо всего прочего упаковки некоторых товаров начали «худеть». Не снижая цену, производители реализуют меньшее количество товара. Тем не менее на упаковке указан правильный вес, и как такового обмана нет, поскольку выбор остается за покупателем.