RU74
Погода

Сейчас-1°C

Сейчас в Челябинске
Погода-1°

переменная облачность, без осадков

ощущается как -5

0 м/c,

747мм 74%
Подробнее
3 Пробки
USD 100,68
EUR 106,08
Бизнес «Балтика»: Челябинску больше не наливать

«Балтика»: Челябинску больше не наливать

Компания «Балтика» приостановила производство и розлив пива на заводе, расположенном в Челябинске. Насколько длительным может оказаться простой и не перерастет ли он в ликвидацию предприятия? Причины приостановки, мнения и прогнозы экспертов – в статье на Chel.ru.

Из-за существенного падения спроса на пиво в России пивоваренная компания «Балтика» (входит в датскую Сarlsberg Group) была вынуждена сократить объемы выпуска пенного напитка на своих предприятиях. В частности, около недели назад варка и розлив пива приостановлены на челябинском и красноярском заводах. Предприятие в Челябинске обеспечивает около семи процентов всего производства компании.

Как сообщил Chel.ru директор филиала «Балтика-Челябинск» Маирбек Сагеев, филиал компании «Балтика» в Челябинске продолжает работу. «В настоящий момент приостановлено производство и розлив пива, – рассказал Маирбек Сагеев. – Это связано с окончанием летнего высокого сезона и наступлением осени, когда спрос на продукцию идет на спад. Кроме того, этот фактор усилило общее существенное падение рынка пива, которое в целом с 2008-го по 2013 годы составило около 24 процентов, а в первом полугодии 2014 года – еще семь процентов».

Основными причинами падения рынка стали чрезмерное и избыточное регулирование государством пивоваренной отрасли и ухудшающаяся макроэкономическая ситуация, в которой потребительские настроения и экономические перспективы являются крайне неопределёнными, указал господин Сагеев. «В случае улучшения рыночной ситуации филиал возобновит полноценную работу», – отметил он.

Между тем, рассказывая изданию Berlingske об итогах работы в первой половине 2014 года, президент и гендиректор датского концерна Сarlsberg (владеет 100% пивоваренной компании «Балтика») Йорген Буль Расмуссен не исключал закрытия одного или двух предприятий в России, объясняя: сейчас мощности российских заводов используются на 50-60 процентов. Не стал отрицать такую возможность в беседе с «Ведомостями» и президент «Балтики» Исаак Шепс. «Мы пока не решили, что делать, это одна из возможностей», – сказал он, не уточнив, в какие сроки может быть принято решение и какие заводы могут быть закрыты.

Компания «Балтика» (входит в датскую Сarlsberg Group) на территории России владеет 10 пивоваренными заводами. На Россию приходится около 35 процентов операционной прибыли компании. Челябинский пивзавод «Балтика» в 2013 году произвел около 2,5 млн гектолитров пива (гектолитр – 100 л), что составляет 7% всего производства компании.

Что выгоднее компании – временно приостановить работу челябинского пивного предприятия или ликвидировать его совсем? Мнения экспертов Chel.ru по этому вопросу разделились. С одной стороны, они указывают на широкую географию страны и высокие расходы на логистику – с этой точки зрения выгоднее было бы перепрофилировать часть линий. С другой стороны, рост акцизов не прекратится, поэтому выгоднее завод закрыть.

«На фоне сокращения рынка объем избыточных производственных мощностей в индустрии продолжает расти, – комментирует аналитик УК «Финам Менеджмент» Максим Клягин. – В таких условиях для ряда компаний ликвидация отдельных площадок выступает логичным решением, направленным на повышение общей эффективности и улучшение показателей рентабельности. Однако, учитывая географию страны и высокие расходы на логистику, деятельность значительной части региональных площадок остается вполне оправданной. В таких условиях производители идут по пути сокращения объемов производства или, например, частичного перепрофилирования линий для работы на более динамично развивающихся рынках, например в сфере производства безалкогольных напитков».

Ключевое влияние на индустрию оказывает политика регулятора, направленная на снижение уровня потребления алкогольных напитков, считают аналитики.

«Определенную роль играют в том числе ограничения каналов продаж, новые технические нормативы, но основное давление связано с повышением розничных цен на фоне опережающего роста налоговой нагрузки, – поясняет Максим Клягин. – Кроме того, фактором, влияющим на изменение отраслевой конъюнктуры, выступает постепенное насыщение рынка».

Динамика рынка продажи алкогольных пивных напитков выглядит устойчиво нисходящей, указывают респонденты. «Впрочем, сокращение рынка пока носит умеренный характер, – указывает господин Клягин. – В среднесрочной перспективе тенденция к умеренному сокращению рынка будет сохраняться. Комплекс реформ в совокупности ведет к последовательному сокращению потребления, особенно в низком ценовом сегменте, и формированию более сбалансированной, благоприятной для здоровья нации, демографии и экономики страны картины этого рынка».

По данным официальной статистики, розничные продажи пива в натуральном выражении в России в 2013 году снизились на 1,2 процента – до 1,056 млрд дкл. В первом полугодии 2014 года наблюдалось увеличение продаж пива на три процента, одновременно на 10 процентов сократились продажи напитков на основе пива (следствие изменения техрегламента), занимавших на рынке аналогичную нишу.

Поэтому уже на сегодняшний день в натуральном выражении речь идет о выпадении достаточно больших объемов, что, в том числе, становится фактором формирования избыточных мощностей и частичного сокращения производства – на фоне падения спроса и роста конкуренции в течение последних нескольких лет закрылось сразу несколько крупных заводов, указывает аналитик УК «Финам Менеджмент».

«На мой взгляд, в текущих условиях пивоваренные компании попали в достаточно сложное положение, так как против употребления алкоголя в стране идет полномасштабная война, – комментирует аналитик независимого агентства «Инвесткафе» Роман Гринченко. – Основной причиной падения спроса на пиво в России является необходимость постоянного роста цен на эту продукцию на фоне повышения налоговой нагрузки и ужесточения регулирования рынка. Рынок пива только в первом квартале 2014 года сократился на пять процентов. На этом фоне компаниям приходится либо снижать объемы производства, либо приостанавливать его, либо ликвидировать некоторые заводы».

Наиболее целесообразным в текущем условиях является именно ликвидация производственных мощностей, считает Роман Гринченко. «Это обусловлено двумя основными причинами, – поясняет аналитик. – Во-первых, ожидать того, что рост акцизов прекратится или приостановится, не приходится. Государство жестко взялось за улучшение состояния здоровья нации и борьбу с вредными привычками, и эта работа еще далека от завершения. Во-вторых, необходимость лицензирования пивоваренного производства означает, что для продолжения работы завода компании вынуждены инвестировать дополнительные средства, которые могут не окупиться в условиях замедления спроса».

В течение последних лет наблюдается очень агрессивная позиция государства по отношению к пивоваренной отрасли. «В 2011 году пиво приравняли к алкоголю и водке, передали нас в ведение Росалкогольрегулирования, ужесточили порядки, увеличили налоги, растут акцизы, запретили рекламу, – комментирует директор ООО «Лаборатория живого пива» Илья Ройтенберг. – И как итог сейчас по всей стране закрываются заводы крупных пивоваренных компаний, многие находятся на грани банкротства. Из-за ужесточения требований и всевозможных сложностей многие бизнесмены отказываются от идеи строительства или приобретения пивзаводов».

«Балтика» остается единственным пивным гигантом, который пока не закрыл ни одного завода в России. На счету SunInBev закрытые филиалы в Перми, Чувашии и Курске. Efes Rus в конце 2013 года прекратил выпуск на заводах в Москве и Ростове-на-Дону. У Heineken закрыты площадки в Санкт-Петербурге и Новотроицке (по информации «Ведомостей»).

Причиной злоключений пивоваренной отрасли стала чрезмерная и агрессивная реклама пенного напитка в былые годы, направленная на молодежь, считают эксперты сайта.

«Думаю, что в какой-то момент крупные пивоварни «заигрались», – рассуждает Илья Ройтенберг. – Реклама, пока ее не запретили, была крайне агрессивной, к употреблению пива привлекалась молодежь, везде висели баннеры, все телевизионные паузы были забиты рекламой пива – это был большой перебор, за что теперь приходится платить всей отрасли. Помимо этого пивоваренная отрасль расплачивается и за то, что некоторое время назад у части компаний качество хромало, другие меняли технологии не в лучшую сторону».

А вот перераспределения рынка в сторону мини-пивоварен респонденты не ждут.

«В Челябинске у людей очень неплохо сформирован вкус к пиву за счет того, что в городе работает достаточно большое количество мини-пивоварен, но все же перераспределения рынка в нашу сторону, думаю, не будет – мы работаем в разных ценовых категориях, – отмечает Илья Ройтенберг. – В целом же очень жаль, что «Балтика» приостановила работу южноуральского завода – Челябинская область как минимум на время потеряла мощного и надежного налогоплательщика».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
262
ТОП 5
Мнение
«Любителям „всё включено“ такой отдых не понравится»: почему отдых в Южной Корее лучше надоевшей Турции
Анонимное мнение
Мнение
«Так извратить поручение президента надо уметь»: эксперт — о списке «отечественных» машин для чиновников
Анонимное мнение
Мнение
«Оторванность от остальной России — жирнющий минус»: семья, переехавшая в Калининград, увидела, что там всё по-другому
Анонимное мнение
Мнение
«Не ездишь в автобусах — выписан из министров»: невеселые мысли журналиста 74.RU о поездках на общественном транспорте
Анонимное мнение
Мнение
«Волдыри были даже во рту»: журналистка рассказала, как ее дочь перенесла жуткий вирус Коксаки
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления