Банки оценят кредитоспособность челябинцев через социальные сети. Статусы, фотографии, количество друзей могут стать поводом для отказа в займе. Сегодня система скоринга по аккаунтам используется только в тестовом режиме. Однако руководство банков не отрицает потенциальной полезности подобной информации.
Основными параметрами оценки заемщиков официально являются кредитная история, уровень дохода и возраст. Но в условиях чудовищной закредитованности населения и роста просрочки банки стараются максимально использовать информацию, которая может поведать о финансовом положении и добросовестности клиента, в частности – данные соцсетей. Тема сбора информации через аккаунты обсуждается уже давно, но на сегодняшний день известно лишь о четырех банках, готовых изучать своих клиентов таким образом.
«Мы проводим пилотный проект скоринга заемщиков по информации в социальных сетях. На основе проверенной статистической информации о заемщиках в социальных сетях выявлены зависимости между различными переменными и построены модели оценки заемщиков. К промышленной эксплуатации решения мы перейдем когда убедимся, что результаты пилота соответствуют нашим ожиданиям», – сообщили в пресс-службе банка «Хоум Кредит».
Новые методы оценки заемщика изучает и ОТП Банк. «ОТП Банк активно участвует в тестировании новых методов, позволяющих улучшить качество принятия решений. К таким методам относится и скоринг в социальных сетях. В процессе тестирования изучаются возможности анализа платежеспособности потенциальных заемщиков на основании информации о том, кто формирует круг его общения, как долго присутствует в соцсетях», – рассказал заместитель председателя правления ОТП Банка Сергей Капустин. По его мнению, нововведение позволит лучше узнать о клиенте.
В числе кредитных организаций, планирующих собирать информацию о клиентах через Интернет, СМИ также называют Альфа-Банк и «Тинькофф кредитные системы».
«Мы в первую очередь смотрим на фундаментальные вещи: проверяем, существует ли такой аккаунт, смотрим, насколько он давно зарегистрирован, сколько у него друзей, насколько пользователь активен. Если аккаунт зарегистрирован достаточно давно, у пользователя много друзей, он довольно активен, это дает нам основания полагать, что это реальный человек, который вряд ли является мошенником», – цитирует пресс-службу ТКС Банка РБК.
Пресс-служба Альфа-Банка в телефонном разговоре с корреспондентом ChelFin.ru от комментариев отказалась. Однако РБК, ссылаясь на источник в компании-разработчике проекта сообщает о том, что кредитная организация завершает внедрение нового вида скоринга и планирует начать массовое применение уже к концу этого года.
По данным компании Sociohub, предоставляющей аутсорсинговые услуги по скорингу в соцсетях для финансовых организаций, о человеке можно узнать ряд важной информации через страницы в Facebook, Twitter, «ВКонтакте», «Одноклассники», «Мой мир». У активных пользователей часто доступна информация о перемещениях, анкетные данные, социальные связи, круг интересов, образование, место работы пользователя и другую специфическую информацию. Все эти факторы, по мнению банкиров, могут влиять на платежную дисциплину заемщика.
«Например, если в числе друзей и знакомых человека люди с положительной кредитной историей и безупречной платежной дисциплиной, это может стать дополнительным плюсом при принятии решения», – поясняет Сергей Капустин.
«Положительно на оценку банка могут влиять: давно зарегистрированный профиль, большое количество друзей, не скрытая настройками видимости страница пользователя», – сообщили в пресс-службе банка «Хоум Кредит».
Тем не менее эксперты относятся к нововведению скептично. Мошенники могут создать фальшивый аккаунт с большим количеством положительной информации, а скромные пользователи, предпочитающие не распространять информацию о себе, могут остаться без кредита.
«Информация, собранная с помощью аккаунтов потенциального заемщика в социальных сетях, вряд ли может являться веским доказательством платежеспособности. Не существует никаких нормативов, обязывающих зарегистрированного пользователя предоставлять о себе достоверную информацию при регистрации, да и проверить достоверность сведений невозможно. Сейчас банки существенно ужесточают требования к заемщикам в силу усугубления ситуации с невыплатами, но у кредитных организаций в наличии есть куда более действенные методы проверки», – подчеркнула директор по развитию компании QB Finance Маргарита Горшенева. По ее мнению, информация о друзьях, увлечениях, поездках может лишь косвенно говорить о социальном и финансовом положении потенциального заемщика, поскольку никаких способов подтвердить или опровергнуть ее нет и не может быть.
Пока банки говорят о том, что изучение аккаунтов будет лишь дополнительным источником информации и, увы, не станет панацеей от недобросовестных клиентов. Тем временем остальные кредитные организации не отрицают возможного потенциала использования этого метода в будущем. «Сегодня банк не принимает во внимание информацию из социальных сетей при рассмотрении заявок на кредит. Возможно ситуация поменяется и эти данные будут более востребованы для массового поиска потенциальных клиентов и дополнительной информации о них. Сейчас лишь некоторые подразделения, в основном занимающиеся индивидуальной работой с клиентом, обращаются к социальным сетям», – рассказала управляющий РОО «Челябинский» ВТБ24 Елена Блинова. Она подчеркнула, что сложность в использовании такого рода данных заключается в невозможности проверить их достоверность.