Страховые компании будут оценивать потенциального клиента по его кредитной истории. Для недисциплинированных заемщиков полисы по всем видам страхования могут стать значительно дороже, а самым злостным неплательщикам по кредитам и вовсе могут отказать в услуге. Несколько страховых компаний уже заключили договоры с бюро кредитных историй.
Подобным способом анализа клиентов, по данным РБК, уже пользуются «Ингосстрах» и «ВТБ Страхование». В ближайшем будущем к ним могут присоединиться СОГАЗ, «АльфаСтрахование» и другие компании. Раньше информация о займах была доступна только финансовым организациям. Но последняя версия закона «О кредитных историях», вступившая в силу с 1 июля 2014 года, допускает к ней любых заинтересованных лиц. «Это будет использоваться для предварительной оценки клиента и расчета тарифа», – сообщил гендиректор Объединенного кредитного бюро Даниэль Зеленский.
Страховые компании для получения сведений о надежности клиентов в первую очередь будут анализировать информацию о просрочках по кредитам. По мнению страховщиков, чаще всего просрочка напрямую связана с убыточностью. При наличии задолженности по кредиту клиент может намеренно создать страховой случай, чтобы выполнить обязательства перед банком. «Если финансовая устойчивость низка и есть непогашенные кредиты, это может быть сигналом к тому, что при страховании, например, авто в будущем с машиной может что-то случиться. Речь идет не о качестве вождения, а о возможных мошеннических действиях», – пояснил руководитель управления андеррайтинга компании «АльфаСтрахование» Илья Григорьев. Он также добавил, что при оценке клиента важны платежеспособность и финансовая аккуратность клиента.
Кроме того, ежегодно страховые компании теряют миллиарды рублей на сфабрикованных случаях. Только в прошлом году по каско и ОСАГО страховщики потеряли 22 млрд рублей, и дополнительная проверка клиентов на «чистоту» могла бы решить часть проблем с мошенничеством.
По закону запрашивать отчет в бюро кредитных историй можно только с согласия клиента. Но отсутствие разрешения может стать поводом для отказа в страховке, поясняют страховщики. На сегодняшний день при заказе полиса клиенты подписывают разрешение на проверку задолженностей по штрафам ПДД, услугам ЖКХ и других данных. «При страховании ответственности заемщика или страховании финансовых рисков кредитора в соответствии со статьей 31 ФЗ «Об ипотеке» отказ клиента в предоставлении доступа к кредитной истории может стать поводом для отказа в заключении договора страхования», – пояснил директор по ипотечному страхованию ОАО «СОГАЗ» Дмитрий Иванников.
Однако существует ряд страховок, отказать в продаже которых компании не имеют права, даже если кредитная история изрядно испорчена. «Есть обязательные виды страхования, такие как ОМС или ОСАГО. Отказать в заключении договора страхования по этим видам никакой страховщик, имеющий соответствующую лицензию, не имеет права. Несмотря ни на какую самую отрицательную кредитную историю», – рассказали в пресс-службе ОСАО «Ингосстрах».
Нововведение предполагает то, что для клиента с плохой кредитной репутацией страховая компания может повысить тариф в несколько раз. Однако, по словам экспертов, это может быть использовано как «мягкий отказ». «Для страховых компаний дешевле не застраховать, чем застраховать на 50–100 тысяч имущество и выплачивать 1–10 млн по страховому случаю. Тем более что суды чаще всего принимают решения в пользу физлица», – подчеркнул директор Агентства страховых услуг Ярослав Королев.