Граждане Украины не смогут спасти южноуральскую промышленность. Квоты на устройство иностранной рабсилы не покрывают той нехватки рабочих рук, которую испытывает местный бизнес. Этот вопрос стал одним из главных на заседании Союза промышленников и предпринимателей Челябинской области, прошедшем в конце прошлой недели. Подробности – на Chel.ru.
В 2015 году квота на использование иностранной рабочей силы (ИРС) в Челябинской области сократится в четыре раза – работодателям разрешено привлечь 2500 человек. Тогда как в текущем году количество иностранцев, которым официально разрешено трудиться в регионе, оценивается в 10 550 человек.
Между тем ситуация в сфере занятости на Южном Урале оставляет желать лучшего. Перекос в образовательной системе, стремительно меняющаяся экономика и технологии привели к тому, что на предприятиях ощутимо не хватает рабочих. По данным статистики, 70 процентов выпускников школ претендуют на получение высшего образования, в результате чего «проседает» средний профессиональный образовательный сегмент. Количество трудоспособного населения неуклонно снижается, падает и производительность труда.
На этом фоне поддержку местному бизнесу могли бы оказать переселенцы Украины. По состоянию на 17 октября в регионе было официально зафиксировано 4539 беженцев, из которых 2921 трудоспособен. Заинтересованные в рабочих местах они могли бы закрыть те пробелы, что существуют в кадровых составах предприятий. Однако этого не случилось.
«За последний год произошло сокращение экономически активного населения на 19 тысяч человек, – рассказывает начальник главного управления по труду и занятости населения Челябинской области Владислав Смирнов. – На сегодняшний день в нашей экономике заняты миллион семьсот сорок семь человек. В среднесрочной перспективе такая тенденция будет сохраняться. Появление в регионе работоспособных украинцев компенсирует сокращение местной рабочей силы, но лишь отчасти».
Снижение количества трудоспособных кадров в экономике области фиксируется с прошлого года. На смену пенсионерам идут выпускники гуманитарных вузов, не готовые занять рабочие ниши. В службе занятости сейчас заявлено 55 700 вакансий. Основной дефицит наблюдается в сфере строительства и, по словам Владислава Смирнова, его преодоления не намечается.
«Нормативная база, регулирующая эти вопросы, была сформирована в 90-е годы, – поясняет он. – Однако с началом 2000-х экономика и рынок труда в стране сильно изменились, и нормы стали противоречить государственным и общественным интересам. В середине 2012 года была принята концепция государственной миграционной политики, теперь мы ждем изменений. Есть радикальные предложения, например, перейти от квотирования на патентную систему».
Между тем интерес со стороны бизнес-сообщества к привлечению иностранной рабочей силы остается очень высоким. Объем заявок на привлечение ИРС в регионе составляет около 50 тысяч. С начала кризиса на Украине коммерсанты искусственно создавали рабочие места, которые дополнительно инвестировались. Для упрощения устройства переселенцев было принято немало мер. Но квоты на использование иностранной рабочей силы не могут восполнить дефицит кадров в промышленности и строительстве. Так, на текущий год в Челябинской области была утверждена квота в 10 250 человек, реальная цифра оказалась чуть больше – 10 550 иммигрантов. В прошлом она составляла около 19 тысяч. А вот на 2015 год предполагается устроить всего... 2500 человек.
«Я думаю, что тренд политики областных властей в этом отношении, направленный на сокращение квоты ИРС, понятен, и промышленности необходимо с ним считаться», – убежден Владислав Смирнов.
Тонкости политических ставок чиновников раскрывает уполномоченный по защите прав предпринимателей в Челябинской области Александр Гончаров, пояснивший, что правительство отдает приоритет местным кадрам.
Уровень безработицы в Челябинской области остается достаточно низким (1,3%) даже с учетом того, что в регион прибыло порядка семи тысяч жителей Украины.
В пунктах временного размещения продолжает оставаться 1141 человек, в трудоспособном возрасте – 802 человека.
«Однако существует ряд отраслей, куда пока, к сожалению, несмотря на высокую зарплату, непросто привлечь на работу южноуральцев, – сетует он. – Например, горнодобывающие компании иногда находятся на грани остановки шахт из-за нехватки проходчиков, хотя зарплата у них колеблется в пределах 70-80 тысяч рублей».
Показательный пример в этом смысле – группа компаний «Южуралзолото», испытывающая настоящий кадровый голод. Набрать южноуральцев на работу на предприятии оказалось довольно проблематичным.
В оценке сложившейся ситуации и. о. председателя правительства Челябинской области Сергей Комяков прямолинеен: отчасти вина нехватки кадров лежит на самих работодателях, и высоких зарплат здесь недостаточно.
«Люди не хотят работать с технологиями XIX века, киркой и лопатой, и их можно понять. Они хотят айти-технологий и современной техники. Всегда был избыток рабочей силы, и сегодняшний кризис должны разрешить работодатели, создавая нормальные условия труда», – поясняет Комяков.
«У нас не кирка и лопата, но мы не можем полноценно набрать людей! – возражает чиновнику генеральный директор ГК «УРАЛКРАН» Сергей Кравчук. – У предприятия нет конкуренции, и тем не менее нормальную производительность на хорошем оборудовании демонстрируют два-три человека. Из-за препон миграционного законодательства машиностроительные предприятия, испытывающие серьезный дефицит высококвалифицированных инженерно-технических работников, не могут заключить с ними контракт более чем на один год. А потребность в подобных кадрах я не могу спрогнозировать. Зато процедура оформления документов осуществляется не менее шести месяцев».
К слову, общая производительность труда в машиностроении сегодня в шесть раз меньше, чем должна быть. В таком положении предприятиям довольно затруднительно работать над снижением себестоимости. Стоимость рабочей силы на рынке труда сменила национальность: в 90-е годы местная была значительно дешевле, чем иностранная, сегодня – с точностью до наоборот. При этом работодатели все чаще привлекают к труду китайцев, отказывая, например, таджикам. Теперь у украинцев появилась возможность помочь российскому бизнесу.
«Когда на территорию Челябинской области приехали граждане Украины, мы попытались воспользоваться этой ситуацией, – поделился генеральный директор ООО «Равис – птицефабрика Сосновская» Андрей Косилов. – Помогали продуктами питания и организацией быта в пунктах их размещения, водили экскурсии на предприятие. Однако из тех, кто у нас побывал, устраиваться на работу впоследствии не пришел ни один. Обращения начались лишь сейчас. Сегодня в штате птицефабрики числится два или три украинца, они заняли рабочие специальности: энергетик, термист. В силу того, что положение «Рависа» стабильное и дефицита кадров мы не испытываем, массовое устройство нам не очень интересно. Зато появилась возможность улучшить качество трудового потенциала. За счет новоприбывших мы можем заменить тех, кто не справляется со своими рабочими обязанностями».
Правление Союза промышленников и предпринимателей региона поручило рассмотреть вопрос о квотировании рабочих мест для иностранцев комитету по промышленности. Теперь у бизнес-сообщества есть месяц, чтобы сформулировать свои предложения и направить их региональным властям .