Управление дорожного хозяйства Челябинска объявило аукцион на выполнение строительно-монтажных работ на первом пусковом участке строящейся первой линии метрополитена – от станции «Тракторозаводская» до станции «Пр. Победы». Сумма контракта – 541,7 млн рублей. Однако, несмотря на формулировку «строительно-монтажные работы», строить челябинское метро в 2015 году не планируют. Полмиллиарда будут потрачены на «поддержание жизни» уже построенных объектов. Есть ли шанс достроить челябинскую подземку если не сегодня, то хотя бы через два-три года, читайте в материале Chel.ru.
Напомним, в октябре 2013-го начальник управления дорожного хозяйства администрации Челябинска Александр Шабалин объяснял Chel.ru, что пауза в строительстве вызвана необходимостью внести общие изменения в концепцию челябинского метрополитена. Старый проект, который делался еще по советской статистике, давно устарел и не соответствует особенностям нынешнего городского пассажиропотока. «Мы объявили конкурс на работы, которые необходимы для того, чтобы поддерживать метрополитен в нормативном состоянии. Это промежуточный конкурс. Сейчас у нас проходит госэкспертизу новый проект, по которому будет вестись перспективное строительство», – рассказывал Александр Шабалин.
На время создания нового проекта строительство метро было заморожено. В октябре 2013-го состоялся конкурс на проведение работ по содержанию уже построенных объектов метро, аналогичный нынешнему. Тогда максимальная цена контракта была даже выше – 600 млн рублей.
В 2014 году строительство так и не началось. В 2015-м положение не улучшится. «Новый проект строительства метрополитена в Челябинске госэкспертизу прошел, но работы по нему не начались потому, что пока недостаточно финансирования», – говорит начальник дорожного отдела Управления дорожного хозяйства Челябинска Алексей Гурин. Строительство метро финансировалось «на паях» из федерального и регионального бюджета. В текущих экономических условиях таких значительных денег в казне нет.
Несколько дней назад глава горадминистрации Сергей Давыдов заявил журналистам, что строить метро не продолжат еще как минимум год. «Нового ничего не появится. Денег на полноценное строительство метрополитена в Челябинске нет, – сказал градоначальник. – До этого строительство финансировалось из областного и федерального бюджетов. Поддерживается текущее состояние объекта. Это дорогостоящее мероприятие, связанное с горными выработками».
Выделяемых денег хватает только на то, чтобы не дать развалиться тому, что уже построено. «В рамках тех средств, которые выделяются, в первую очередь осуществляются все обслуживающие процессы. Конкурс, что мы объявили – на содержание того, что уже построено, в безаварийном состоянии, – описывает ситуацию Алексей Гурин. – Для того чтобы продолжать строить, нужны несколько большие финансовые вложения. Хотя бы один-два миллиарда рублей в год». Ранее полную стоимость запуска первой линии челябинского метро первый заместитель министра строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области Сергей Сихарулидзе оценивал в 40-45 млрд рублей.
В прошлом году аукцион на «проведение работ по содержанию объектов метро в нормативном состоянии» выиграло ОАО «Челябметрострой». Уточнить намерение участвовать в аукционе Chel.ru не смог – телефоны строительной организации молчали. Однако, вероятнее всего, и в этом году на аукцион будет подана только одна заявка – в регионе у «Челябметростроя» просто нет конкурентов.
Челябинску нужна современная высокоскоростная транспортная система, построенная по образцу Берлина или Барселоны, говорит сопредседатель челябинского регионального отделения «РПР-ПАРНАС» Алексей Табалов. Поэтому строительство метро (или его аналога) должно быть продолжено обязательно. Но возможности удешевить подземку есть. «У нас строится метро по советским стандартам, которые предусматривают его использование во время войны в качестве бомбоубежища. Это метро так называемого глубокого залегания, – рассуждает Табалов. – Сегодня в нем нет необходимости. В Европе метро проходит очень близко к поверхности. Грубо говоря, прорыли траншею, пустили рельсы, закрыли плитами и готово. Такой подход не требует серьезных затрат».
Шансов продолжить строительство челябинского метро в 2015 году вообще не было, рассказал Chel.ru источник в областном правительстве. Еще при предварительном обсуждении бюджета на следующий год губернатор Челябинской области Борис Дубровский дал личное поручение сверстать смету на метрополитен «по минимуму», только чтобы не допустить разрушения уже построенного. Позиция губернатора однозначна: главная цель при формировании областного бюджета на ближайшие годы – победить бюджетный дефицит, и тут не до многомиллиардных вложений в метрополитен. Лишних денег в казне нет, и вряд ли в ближайшие пару лет появятся, резюмировал источник.
Фото: Фото Олега КАРГАПОЛОВА