Авиакомпания «Победа» (дочерний бюджетный бренд «Аэрофлота», пришедший на смену «Добролету») будет летать из Москвы в Челябинск. Первые рейсы запланированы на 27 декабря. Перевозчик позиционируется как российский дискаунтер. Но за декларируемыми низкими ценами скрываются дополнительные сборы, увеличивающие стоимость билетов в полтора-два раза, предупреждают эксперты. Смогут ли челябинцы слетать в Москву за 999 рублей и как появление лоукостера повлияет на местный рынок авиаперевозок, выяснял Chel.ru.
Челябинск стал 11 направлением, открытым «Победой», лоукостер летает еще в Волгоград, Самару, Екатеринбург, Пермь, Тюмень, Белгород, Сургут, Владикавказ, Сочи и Минеральные Воды. Как указано на сайте авиакомпании, полеты в столицу Южного Урала и обратно будут выполняться ежедневно, на новом Boeing 737-800NG вместимостью 189 пассажиров. Вылет из Внуково в 15:45 (мск), приземление в Челябинске в 18:05 (мск). Меньше чем через час (18:50 мск) – обратный рейс в Москву. На перелет из Москвы минимальная цена билета (без учета дополнительных сборов и наценок) составит 2 999 рублей. Из Челябинска в Москву можно будет улететь еще дешевле – за 1 999 рублей (плюс неизбежные сборы). Декларируемых пресс-службой и билбордами билетов за 999 рублей Chel.ru на сайте «Победы» обнаружить не смог.
Такие цены действуют при целом ряде условий и оговорок. Так, например, «Победа» специально оговаривает, что «не обеспечивает стыковку рейсов», чтобы избежать возможных судебных исков за опоздание.
При покупке билета можно выбрать место размещения в самолете. Эту услуга ощутимо дорогая. Попасть в первые три ряда «стоит» при предварительном заказе 799 руб., место в 15–16 рядах (с увеличенным пространством для ног) обойдутся в 699 руб., за право сесть в 4–10 рядах – 499 руб. Остальные ряды дешевле – от 149 до 299 руб. за место.
Интересно, что при заказе билета на сайте перевозчик автоматически включает в стоимость билета одно багажное место, и нужно быть достаточно внимательным, чтобы, сняв галочку, вовремя от него отказаться (если багажа не предвидится). Питание на борту также платное.
«Победа» рассчитывает привлечь аудиторию, которая до сих пор по соображениям цены пользовалась наземным транспортом, и перетянуть часть пассажиров у прямых конкурентов, говорит официальный представитель авиакомпании «Победа» Максим Фетисов. «Основной канал продаж – это наш собственный веб-сайт. Примерно 95% билетов продается через него. Через кассы аэропортов реализуется не более пяти процентов», – рассказывает Фетисов.
Тарифы «Победы» даже ниже, чем у РЖД, это правда. Купейный билет на пассажирский поезд №392 до Москвы и обратно стоит 9 600 руб. А вот если сравнить цены «Победы» с прямыми конкурентами, лоукостер не выглядит так уж заманчиво. Например, по информации с официальных сайтов авиакомпаний, стоимость перелета в Москву и обратно 28–29 декабря в «Победе» (с одним местом багажа) обойдется в 9 032,2 руб., а, скажем, Orenair в эти же даты берется свозить в Москву и обратно за 10 015 руб. Кстати, «Победа» еще берет два процента за оплату билета на сайте банковской картой (это еще 180 руб.). Если прибавить к этому сбор за выбор места в самолете и оплату питания на борту, цена «лоукостера» практически сравняется со стоимостью билетов «полноценных» авиакомпаний.
Кроме того, уже сейчас понятно, что на время повышенного спроса на билеты «Победа» будет увеличивать цены. Например, 30 декабря прилететь в Челябинск из Москвы обойдется ровно на тысячу дороже – 4 999 рублей (не считая допсборов). А 8–9 января перелет из Челябинска в Москву подорожает сразу на 2 000, до 3 999 рублей.
Полет с «Победой» будет однозначно выгоднее только в том случае, если пассажир предельно уверен в дате вылета и не имеет багажа. Отказ от багажа сразу уменьшает стоимость перелета на тысячу рублей, а простая смена даты вылета, наоборот, увеличивает его на 2 000 рублей.
Московское направление – одно из самых популярных, и конкуренция здесь достаточно высока. Кроме «Победы» и Orenair, в столицу регулярно летают «Уральские авиалинии», UTair, Red Wings и S7. Несмотря на это, в «Победе» рассчитывают быстро добиться высокой заполняемости самолетов. «Продажи билетов на челябинское направление мы запустили в пятницу, и пока значительной статистики еще нет. Опыт Екатеринбурга показывает, что там загрузка идет очень хорошая, порядка 75–80%. Надеемся, что Челябинск тоже войдет в число городов с высокой загрузкой», – делится планами с Chel.ru Максим Фетисов.
Лоукостеры востребованы на рынке, подтверждает генеральный директор ООО Челябинское бюро международного туризма «Спутник» Людмила Мосина. Но в стратегии «Победы» есть и слабые места. «Для тех, кто летит только до Москвы, вариант «Победы» просто отличный, – считает Мосина. – Но, по всей видимости, у «Победы» не будет сквозных тарифов, рассчитанных на транзитных пассажиров, для которых Москва – только место пересадки». В «Победе» подозрения туроператора подтвердили. «Мы не предусматриваем стыковочных рейсов, авиакомпаний-партнеров у нас нет, и мы не стыкуемся с рейсами других компаний. Мы просто возим людей из Москвы в Челябинск и из Челябинска в Москву», – говорит Максим Фетисов.
«Для командировочных разница в цене билетов между «Победой» и остальными авиакомпаниями совершенно незначительна, и они скорее будут ориентироваться на удобство времени вылета и прилета, чем на стоимость перелета, – продолжает Людмила Мосина. – Возможно, более низкие тарифы «Победы» покажутся привлекательными для туристических групп студентов, школьников».
Массовых тарифов по 999 рублей не бывает и быть не может, уверен директор по туризму компании «Пегас-Тур» Александр Юдович. «Никакого особого перетока пассажиров, тем более с железной дороги, не произойдет. Просто на рынок добавился еще один перевозчик, – говорит Юдович. – Я не верю, что все мы будем летать в Москву за 999 рублей. Это в любом случае будут единицы. А все остальные будут летать по вполне конкурентным рыночным тарифам, сопоставимым с тарифами других авиаперевозчиков. Разительно цены отличаться не будут».
За что заплатят пассажиры «Победы»:
• оплата билета на веб-сайте компании банковской картой – два процента от суммы платежа;
• бронирование – 200 руб.;
• изменение даты вылета или точки назначения – 2 000 руб.;
• изменение имени пассажира в бронировании – 4 000 руб.;
• аннулирование бронирования – 2 000 рублей за одного пассажира;
• возврат билета более чем за сутки до вылета – 2 000 руб.;
• возврат билета менее чем за сутки до вылета – 2 000 руб. плюс 25% от стоимости билета;
• выбор места на борту – от 149 до 1 199 руб.;
• багаж: одно место до 15 кг – от 999 до 1 600 руб, до 20 кг – от 1 499 до 2 400 руб.;
• сверхнормативный багаж – 150 руб/кг.