С 1 января 2015 года налоговая декларация по НДС на бумажном носителе не будет считаться представленной. Также в новом году существенно изменятся форма и объемы декларирования по НДС. Об этом 16 декабря на брифинге рассказали специалисты УФНС по Челябинской области. Снизят ли законодательные новации нагрузку на бизнес и с какими сложностями при апробировании новой формы отчетности столкнутся предприниматели? Подробности – в статье на Chel.ru.
Электронная декларация: правила, сроки, риски
Уж коли НДС является основным наполняющим федеральный бюджет налогом, то и отношение государства к дисциплине его отчетности и уплаты сверхстрогое и сверхпристальное. По российскому законодательству налоговая декларация по НДС должна представляться в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота.
«За III квартал 2014 года в налоговые инспекции Челябинской области декларации по НДС представили почти 39 тысяч организаций и ИП. Обязанность отчитаться в электронном виде исполнили 98% налогоплательщиков», – сообщила начальник отдела камерального контроля УФНС России по Челябинской области Валентина Сухомлинова. – При этом свыше 500 представителей бизнеса представили такие отчеты на бумаге, тем самым допустив налоговое правонарушение». Налоговики в конце года решили еще раз напомнить предпринимателям о введении обязанности электронного взаимодействия с налоговыми органами и, в частности, об изменениях в электронной декларации по НДС.
Представитель УФНС отметила, что с 1 января 2015 года налоговая декларация по НДС на бумажном носителе не будет считаться представленной. Предпринимателям необходимо обеспечить электронное взаимодействие с налоговым органом, передать ему в электронной форме квитанцию о приеме документов (требования о предоставлении документов или пояснений, а также уведомления о вызове в налоговый орган) в течение шести дней со дня их отправки налоговым органом. Теперь в налоговой декларации по НДС будут отражаться сведения об операциях налогоплательщика из книги покупок и книги продаж, журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур. Эти изменения дают возможность фискальным органам использовать автоматизированную систему камерального контроля АСК-2 по сопоставлению покупок и продаж различных организаций и выявления «точек разрыва», а подтверждение реальности и достоверности указанных в декларации данных будет производиться автоматически.
Челябинские налоговики особо подчеркнули, что только в текущем году ими предотвращено незаконное возмещение НДС на сумму более 700 млн рублей.
Организаторы брифинга напомнили, что электронный документооборот осуществляется через 80 организаций-операторов, информацию о которых, а также инструкцию по порядку подключения можно найти на сайте ФНС. Здесь же, на форуме, можно выяснить вопросы по администрированию НДС, заполнению и представлению налоговой декларации по НДС.
«Введение электронной декларации по НДС направлено на сокращение попыток хищения средств федерального бюджета и на увеличение поступления платежей в федеральный бюджет. Вместе с тем нововведение приведет к уменьшению и упрощению документооборота, сокращению временных затрат и сроков возврата НДС, – уверен начальник отдела работы с налогоплательщиками УФНС России по Челябинской области Павел Логинов. – Чтобы облегчить переход на электронную форму, уже сегодня предприятиям необходимо проверить и исправить информацию обо всех контрагентах, их ИНН и КПП». Также лучше постараться заранее до указанных сроков проверить прохождение документооборота с налоговым органом, предоставить при возможности электронную декларацию по НДС, советует специалист.
Добросовестные налогоплательщики в страхах и печалях
За 11 месяцев 2014 года от налогоплательщиков Челябинской области в консолидированный бюджет РФ перечислено 135,9 млрд рублей налогов и сборов, что на 14,6% больше, чем в прошлом году. Наибольшую часть платежей в бюджет составляет налог на доходы физических лиц – 41,6 млрд руб. Вторую позицию занимает налог на добавленную стоимость на товары, работы и услуги, реализуемые на территории РФ. Им обеспечено 30,7 млрд руб. налоговых платежей, что в 1,5 раза выше уровня прошлого года из-за роста оборотов организаций и снижения объема возмещения.
Если спросить добросовестных налогоплательщиков НДС об их отношении к грядущим изменениям отчетности, то они единодушно скажут о настроениях тревоги и печали. Предыдущая форма декларирования продержалась пять лет, и за этот срок была «устаканена» до мельчайших деталей. Чего ждать от новинки – непонятно, она не была апробирована на локальных территориях или на отдельных категориях налогоплательщиков, а значит, разбираться со сбоями и ошибками нового программного продукта придется всем миром достаточно длительное время. Тревожит предпринимателей и возможность возникновения налоговых разрывов, если вдруг программа не найдет зеркальное отображение счета-фактуры, заявленного к вычету.
С этими опасениями согласны и налоговые консультанты. Генеральный директор компании «ФИН-АУДИТ» Татьяна Ольховатская считает вполне реальной ситуацию, что новая программа в силу своей неотрегулированности может «лишить» предприятие законного права на вычет в течение трех лет и зафиксировать налоговый разрыв. «Также возможны и большие последствия от маленьких недочетов бухгалтера, – рассказывает эксперт. – Например, непоставленная черточка в названии компании-контрагента в книге покупок также может привести к налоговому разрыву и, как следствие, к блокировке счета, переводов, а значит, к остановке работы всего предприятия».
Дополнительной нагрузкой для микробизнеса, например ИП на упрощенке или ИП, применяющих ст. 145 НК РФ, эксперт считает обязательства по предоставлению журналов учета. «Теперь если агент, экспедитор, риелтор, застройщик действует по договору от своего имени, а не от имени принципиала, он будет обязан сдавать в электронном виде журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур. Таким образом, кстати, становятся прозрачными для налогообложения многие операции и манипуляции, которые посредникам удавалось удерживать в серой, не облагаемой налогами зоне», – предупреждает Татьяна Ольховатская.
Вместе с тем она выражает озабоченность по поводу добросовестных плательщиков НДС, в основном предприятий крупного и среднего бизнеса: «Даже серьезные компании с подготовленными квалифицированными специалистами не застрахованы от ошибок взаимодействия с новым программным продуктом и должны быть готовы в течение одного-полутора лет к возможным неприятным сюрпризам». Единственная возможность для предотвращения крупных сбоев, по мнению эксперта, состоит в том, чтобы подавать декларации на две-три недели раньше указанных сроков и таким образом успевать вовремя исправлять возникающие проблемы.