Поставщики продовольствия просят ритейлеров быстрее согласовывать подорожание товаров в сложившейся экономической ситуации. С предложением сократить срок рассмотрения уведомлений о росте закупочных цен до семи дней крупнейшие отраслевые союзы обратились к Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ). В противном случае может быть приостановлена отгрузка товаров, и полки магазинов начнут пустеть. Как эту просьбу восприняли розничные сети, каким образом валютные скачки отражаются на работе южноуральских производителей, переработчиков и ритейлеров – в материале Chel.ru.
Когда перепишут ценники
Из-за стремительного падения курса рубля отечественные производители терпят серьезные убытки. В связи с этим на встрече розничных сетей и производителей, прошедшей на прошлой неделе, ряд крупных поставщиков попросил ритейлеров сократить срок рассмотрения повышения закупочных цен с 45 до семи дней.
По словам главы Рыбного союза Сергея Гудкова, текущая экономическая ситуация привела к тому, что производителю выгоднее заплатить штраф за непоставку товара, чем продавать по старым ценам. В связи с этим поставщики рассчитывают, что ритейлеры пойдут им навстречу. «На следующей неделе мы встретимся в рамках межотраслевого экспертного совета по развитию потребительского рынка, чтобы решить, какой срок рассмотрения устроит всех игроков», – говорит Сергей Гудков.
Однако сами ритейлеры считают, что такой поворот дел может существенно нарушить баланс между интересами покупателей и поставщиков. «Выполнять такой регламент будет весьма сложно по нескольким причинам, – говорит начальник управления по связям с общественностью X5 Retail Group Владимир Русанов. – У нашей компании до десяти тысяч поставщиков, и мы получаем различные уведомления ежедневно, особенно сейчас, когда в условиях импортозамещения интенсивность общения с контрагентами возросла. Кроме того, по каждому факту изменения цен мы готовим обоснования для отчетов по запросам ФАС. То время, которое у нас есть сейчас, позволяет нам при получении такого уведомления проанализировать рынок, понять, насколько обосновано повышение цен, а также найти возможную альтернативу, чтобы предложить потребителю продукцию по оптимальным ценам».
Как отметил Владимир Русанов, если такая работа не будет проведена, то ритейлеры не успеют найти наиболее конкурентные ценовые предложения в таком авральном режиме, в результате чего будут терять покупателей. А это в свою очередь приведет к снижению закупок.
«Товар просто не будет продаваться в том объеме, в котором он продавался бы по более низким ценам, – говорит он. – А это уже повлечет за собой снижение закупок. Разве это будет выгодно самим поставщикам? Ритейлеры и так находятся на постоянном стыке интересов поставщиков и покупателей, стараются находить баланс. Поэтому в данном вопросе необходимо искать золотую середину, чтобы не пострадали ни покупатели, ни бизнес. Для этого есть Кодекс добросовестных практик, подписанный всеми членами АКОРТ».
Ждать ли пустых полок?
Согласно Кодексу добросовестных практик, сегодня срок рассмотрения заявленного поставщиками увеличения цен составляет 45 дней. По истечении этого времени поставщик может прекратить отгрузку товара, если ритейлер не принял решения об увеличении стоимости.
На Южном Урале с этой проблемой уже столкнулись многие предприятия. И хотя поставки продовольствия пока что продолжаются в полном объеме, уже в ближайшее время поставщики грозятся приостановить их или сократить объем отгружаемой продукции, если проблема согласования цен не будет урегулирована.
Директор по маркетингу Группы компаний «Калинка» Станислав Бочаров отметил, что стоимость продукции в текущей экономической ситуации растет более быстрыми темпами, что напрямую влияет на рентабельность. «Сегодня это серьезная проблема для всех отраслей, не только для мясоперерабатывающей, – сообщил Станислав Бочаров. – Пока этот вопрос не будет урегулирован на государственном уровне, общее для всех решение найти невозможно, потому что федеральные и региональные ритейлеры менее всего не заинтересованы в сокращении срока принятия цен».
Региональные сети с пониманием отнеслись к данной ситуации и сообщили, что цены будут согласовываться оперативно. «Рубль обесценивается, в связи с чем поставщики могут терпеть немалые убытки, – говорит коммерческий директор сети «Проспект» Андрей Грибанов. – Мы всегда стараемся согласовывать цены максимально быстро, и никаких проблем здесь не возникает».
Однако не все поставщики имеют возможность согласовать с ритейлерами повышение стоимости продовольствия. В сложившейся экономической ситуации даже крупные предприятия вынуждены ожидать, когда другие производители аналогичной продукции заявят об изменении цен. Так, директор по маркетингу ООО «Хлебпром» Василий Зубковский отметил, что работа по рассылке уведомлений об изменении цен с 12 декабря, начатая месяц назад, осуществляется низкими темпами, сетевая розница не реагирует до момента уведомления со стороны других производителей хлебобулочной продукции. Таким образом, компания вынуждена терпеть значительные убытки. «Минимальный срок рассмотрения повышения цен с ритейлерами составляет сегодня от 30 дней, – говорит Василий Зубковский. – Однако в некоторых контрактах скрыто обозначен срок до одного раза в квартал или в полгода, вне зависимости от экономической ситуации и прочих факторов. Наш продукт социально ориентирован, мы не можем оставить горожан без продуктов, однако и себе в убыток компания работать не может».
Чем обоснована стоимость
По данным Росстата, инфляция с начала года составила 8,9%. За последнюю неделю огурцы и капуста подорожали на 6,2%, помидоры – на 4,3%, морковь – на 2,9%, картофель – на 2,5%, лук – на 1,8%. Цены на гречку выросли на 5,7% , яйца – на 4,5%, рис – 1,7%, подсолнечное масло – 1,5%, яблоки – 1,3%, сыр – 1,1%, мороженая рыба – 0,9%, хлеб – 0,7%.
Повышение цен на продукты первой необходимости уже в достаточной мере ощутили на Южном Урале. Справедлива ли установленная поставщиками стоимость? Мнения в данном вопросе разделились. Так, большинство производителей утверждают, что цена конечного товара складывается из множества факторов, главный из которых – наличие импортных ингредиентов, стоимость которых ежедневно растет. Конкретные комментарии по данному поводу производители давать отказались.
Однако рост цен не обошел и отечественное сырье, хотя в 2014-м году наблюдается переизбыток урожая. По словам директора кондитерской фабрики «Звезды Севера» Олега Мнушко, стоимость сырья, устанавливаемая поставщиками, является абсолютно не обоснованной для нашего региона.
«Челябинск – один из крупнейших городов, где развита в первую очередь пищевая и металлургическая промышленность, – говорит Олег Мнушко. – Мы производим множество кондитерских, кулинарных, колбасных изделий. В сложившейся ситуации самое обидное то, что цены растут на продукты первой необходимости, поскольку поставщики сырья необоснованно завышают его стоимость».
За последние месяцы наиболее ощутимо возросли цены на муку, сахар и яйцо. К примеру, стоимость сахара от производителей два месяца назад составляла 1350-1400 рублей за мешок, месяц назад – 1700, на сегодняшний день цена достигла 2100 рублей.
«Стоимость сахара возросла почти вдвое, – отмечает директор фабрики «Звезды Севера». – При этом в текущем году у нас наблюдается избыток урожая. Каким образом тогда цена может так возрасти? Очевидно, что это спекуляция со стороны производителей, и цены значительно завышены. При несоразмерно растущей стоимости сырья я увеличил цены на свою продукцию всего на два процента. Дальше их повышать просто стыдно, а производителям – нет. Все думали, что при импортозамещении отечественные производители будут адекватно себя вести, но столкнулись с обратным – отсутствие конкуренции привело к тому, что сырье сегодня продается втридорога».
Такой рост цен на сырье, по мнению Олега Мнушко, привет к банкротству более половины предприятий Южного Урала, а, следовательно, к увеличению безработицы. «Из-за высоких цен на сырье многие предприятия будут гореть на системе налогообложения, – говорит он. – Вероятно, что данная налоговая система вообще потерпит крах».