Анна Николаевна воспользовалась кредитной картой. Как положено, полностью погасила долг, но через месяц ей начали поступать звонки из банка с требованием внести платеж. Причем сумма была всего в несколько сотен рублей. Когда женщина пришла в банк, ей объяснили, что с карты списан платеж за SMS-информирование. Погасив долг, женщина успокоилась и отключила услугу. Через месяц история повторилась. На этот раз в банке указали на списанный платеж по страховке. О какой страховке может идти речь, если женщина давно погасила весь долг и не планирует пользоваться кредиткой дальше?

Директор департамента ипотечного и потребительского кредитования СМП Банка Наталья Коняхина
: «Банки могут предлагать различные виды страхования при оформлении кредитной карты. Наиболее распространенные из них – это страхование карты от риска ее утраты и всевозможных мошеннических действий со стороны третьих лиц, страхование здоровья и жизни держателей карт, и страхование выезжающих за рубеж. Стоит отметить, что страховщиком является страховая компания, с которой банк сотрудничает.
Для того, чтобы получить кредитную карту на желаемых условиях и избежать неожиданных трат, нужно уже на стадии консультации и выбора вида карты выяснять основные условия ее обслуживания. При оформлении кредитной карты клиент должен внимательно изучить условия ее предоставления и обслуживания, содержащие информацию, в том числе о дополнительных услугах: SMS-информирование, различные виды страхования и других. В случае несогласия с предоставлением данных услуг клиенту необходимо отказаться от них на этапе подписания документов при оформлении карты. Клиент имеет полное право не подключать дополнительные услуги.
Важно понимать, что банк не может в одностороннем порядке подключать платные услуги, поэтому внимательное изучение подписываемых документов сможет уберечь клиента от незапланированных расходов. Также клиент имеет право в соответствии с условиями обслуживания кредитной карты в любой момент как включить услугу, так и отключить ее. Возможно, страхование, в отличие от SMS-информирования, отключить будет не так легко, так как наличие/отсутствие страховки может влиять на условия обслуживания карты, к тому же, договор страхования по кредитным картам заключается и оплачивается, как правило, на год целиком или на период действия кредитной карты. При этом перед отключением той или иной услуги необходимо изучить условия предоставления данной услуги и понять, к каким последствиям приведет отказ от ее использования. Например, может оказаться, что наличие или отсутствие подключенной услуги страхования влияет на условия обслуживания карты или размер процентной ставки».

Директор юридической компании «Бизнес консалтинг» Алексей Мотылев
: «При подписании кредитного договора – чаще всего его заменяет заявление-анкета или другой подобный документ – клиенты банков не всегда обращают внимание на то, какие услуги помимо собственно кредитования они получают. SMS-информирование и страхование – наиболее распространенные дополнительные услуги банка.
То, что клиент не планирует пользоваться кредитным лимитом на своей карте, не означает, что договор расторгнут. Кредитка позволяет получить деньги в любой момент ее действия. Услуги, на оказание которых согласился клиент банка, также оказываются клиенту. В разных банках разный набор услуг. За что именно происходит списание денег, можно узнать, взяв выписку по счету в банке. Кроме указанных услуг будет списана плата за обслуживание карты, возможно, за перевыпуск карты, если срок действия кредитного договора превышает срок действия карты.
Если держатель кредитной карты не собирается пользоваться ей в дальнейшем, необходимо обратиться в отделение банка с заявлением о расторжении кредитного договора, а затем убедиться в том, что договор расторгнут и счет закрыт. Желательно взять справку, что все обязательства клиента исполнены в полном объеме».
Держатель кредитной карты Анна Николаевна (имя изменено): «У меня было три кредитных карты одного из известных банков. В сентябре прошлого года я полностью погасила по ним все долги. Однако через месяц мне пришло сообщение о задолженности в 300 рублей якобы за обслуживание мобильного банка. Я заплатила положенную сумму и попросила отключить все дополнительные услуги.
В ноябре меня снова информировали о долге – на этот раз за страховку – в размере 400 рублей. Я снова заплатила. В декабре «чудеса» продолжились: начали приходить сообщения о том, что до совершения очередного платежа осталось 10 дней, затем пять дней. Тогда у меня не было времени, чтобы пойти в банк и разобраться в ситуации. Через какое-то время, в канун новогодних праздников мне пришла SMS: «Вам доступен повышенный лимит по карте». В ближайшее время планирую сходить в банк и расторгнуть договор на обслуживание этих карточек.