Челябинцу Артему Михееву в отделении Сбербанка по ошибке выдали вместо 200 тысяч рублей в два раза большую сумму. Перед клиентом встал выбор – вернуть деньги или списать ошибку на кассира. Молодой человек поступил по совести и возвратил лишние деньги. Имел ли он право оставить «излишек» себе, чем грозила случайная ошибка кассиру и как в такой ситуации действует банк – в материале ChelFin.ru.
Как рассказал в разговоре с нашим сайтом Артем Михеев, в отделение банка на улице Братьев Кашириных, 34 он пришел из-за того, что снять необходимую сумму в банкомате не получилось. Кассир выдал деньги и вручил квитанцию на 200 тысяч рублей. Пересчитывать купюры молодой человек не стал – раньше его никогда не обсчитывали. В гостях у друга выяснилось, что произошла ошибка. На руках у Артема оказалось 400 тысяч рублей. Не раздумывая, мужчина отправился обратно и буквально через полчаса подошел к тому же кассиру Сбербанка, который выдал деньги.
«Сомнений даже не было – эти деньги получены по ошибке, – объясняет Артем Михеев. – Не хотелось наживаться на чужом горе, ведь понятно, что недостачу будет возвращать сам кассир. С их зарплатой много не заработаешь, а 200 тысяч – крупная сумма. Когда подошел к кассиру-девушке, она сначала даже не поняла, что происходит. Засмущалась от вопроса «Вы много зарабатываете?» Потом я все объяснил и вернул деньги. Девушка была очень обрадована и поблагодарила за честность».
Похожий эпизод произошел в сентябре 2013 года. Тогда челябинец при получении денежного перевода на 50 тыс. руб. получил на 5 тыс. больше. Однако в той истории клиент отказался возвращать деньги, потратив лишнюю сумму на собственные нужды.
Пресс-служба Уральского банка ОАО «Сбербанк России» выразила признательность добропорядочному клиенту за честность и сознательность. «Сотрудница банка, действительно, допустила ошибку и выдала клиенту денежные средства больше той суммы, которую он должен был получить, – признались в банке. – К сожалению, такие ситуации, причиной которых становится человеческий фактор, могут произойти в деятельности любой организации. Этот случай для Сбербанка крайне редкий. Если бы клиент не вернул деньги сам, банк в тот же день обнаружил бы недостачу, установил время совершения ошибочной операции и таким образом выяснил личность клиента».
Как отметил пресс-секретарь ВТБ24 в УрФО Андрей Бочаров, обязывать и понуждать человека к каким-либо действиям в ВТБ24 не станут – банк работает по принципу «клиент всегда прав». Претензии могут быть предъявлены только при наличии весомых доказательств. В кассах этого банка имеется видеооборудование высокого класса, которое позволяет фиксировать случаи недостачи или выдачи большей суммы денег путем сличения реально выданной суммы с чеком или расходным ордером клиента. Поэтому при выявлении излишков или недостатка в кассе по итогам дня специалисты банка довольно просто определяют операцию, клиента и кассира, допустившего ошибку в расчетах.
«После этого специалисты банка перезванивают клиенту и решают вопрос возмещения средств, – пояснил Андрей Бочаров. – В доказательство излишне выданной суммы банк может предъявить клиенту видеоматериалы с камеры наблюдения. В свою очередь, если клиент раньше выявит недостачу или излишне полученную сумму, он может самостоятельно обратиться в банк с заявлением».
На основании ст. 1102 Гражданского кодекса РФ («Обязанность возвратить неосновательное обогащение») клиент, безосновательно получивший средства, должен их вернуть.
По словам ведущего юриста юридической фирмы «Гольцева, Данилевский и партнеры» Ольги Гольцевой, клиент в подобных ситуациях обязан возвратить лишнюю сумму. Такая ошибка кассиров весьма распространена, и для банков не составляет труда взыскать упущенные средства, поскольку за финансовыми операциями ведется тщательное видеонаблюдение.
«Если клиент получает не причитающиеся ему деньги, этот случай рассматривается как необоснованное обогащение, – подчеркнула Ольга Гольцева. – Аналогичная ситуация возникает при получении без должного основания имущества, не принадлежащего гражданину. Банк может не только вернуть причитающиеся себе деньги, но и получить компенсацию по 395 статье Гражданского кодекса. Более того, если клиент отказывается возвращать деньги, в дело могут вступить сотрудники правоохранительных органов. Когда спор дойдет до суда, гражданин рискует расстаться с деньгами банка, заплатить госпошлины и судебные издержки, а также уплатить процент приставам».
Фото: Фото из открытых источников