Летом прошлого года Алена оформила полис ОСАГО в компании ОАО «Русская Страховая транспортная Компания» (РСТК). 27 января появилась информация, что страховая исключена из соглашения о прямом возмещении убытков. Нужно ли покупать новый полис и кто будет отвечать по нему в случае ДТП?
Заместитель начальника управления Европейского протокола Российского союза автостраховщиков (РСА) Алексей Мерцалов: «27 января 2015 года страховая организация ОАО «РСТК» исключена из Соглашения о прямом возмещении убытков. Основанием для исключения явилось нарушение финансовых требований. По состоянию на 2 февраля 2015 лицензия страховой компании является действующей.
Порядок действий в случае ДТП следующий. Если ответственность потерпевшего застрахована в РСТК – по вопросу получения возмещения необходимо обращаться в компанию виновника. Когда клиентом страховой является виновник, по вопросу получения возмещения необходимо обращаться в свою страховую компанию. После выплаты потерпевшему компания получает компенсационную выплату от РСА. Если ответственность виновника застрахована в РСТК, и ДТП не соответствует критериям прямого возмещения убытков (более двух ТС, есть вред жизни или здоровью) – необходимо обращаться в РСА, но после отзыва Банком России лицензии на ОСАГО у РСТК, либо введения процедуры банкротства.
Таким образом, по договору обязательного страхования автогражданской ответственности, заключенному ОАО «РСТК», в период действия лицензии и при ее отзыве ответственность по осуществлению компенсационных выплат будет возложена на РСА».
Автоюрист Лев Воропаев: «За последние несколько лет такие случаи встречаются повсеместно. Клиенту страховой компании стоит насторожиться – предполагаю, что у РСТК скоро отзовут лицензию и начнут процедуру банкротства. Поэтому я бы не советовал заключать с ней каких-либо дополнительных договоров добровольного страхования. Но пока полис ОСАГО продолжает действовать, и с ним можно спокойно ездить.
В случае ДТП, формально, потерпевший должен обратиться в свою страховую компанию, но, хотя это прямо не предусмотрено законодательством, на практике потерпевшему, как и в случае введения в этот момент в отношении данного страховщика процедуры банкротства или в случае отзыва у него лицензии, страховое возмещение заплатит страховая виновника, поэтому туда и стоит подать соответствующие документы. Если клиент РСТК будет виновным, и компания не сможет выплатить деньга на момент ДТП, то, скорее всего, встанет вопрос о компенсационных выплатах, которые выплатит РСА, в редких случаях такая ответственность может лечь на самого виновника».
Руководитель региональной дирекции СГ УРАЛСИБ Константин Швалев: «Для того, чтобы глубоко оценить качество и надежность компании, потребуется время. Необходимо поставить перед собой задачу: найти наиболее стабильного, надежного и клиентоориентированного страховщика.
При выборе компании стоит ориентироваться на несколько основных параметров. Во-первых, это акционеры, которые на глобальном уровне отвечают за надежность бизнеса компании, ее способность своевременно выполнять все взятые на себя обязательства. Второй параметр – это период работы страховщика на рынке. Некоторые страховые программы, например пенсионное страхование жизни, предполагают возможность выплат по истечению нескольких десятков лет, поэтому опыт работы страховщика и ее акционера играет существенную роль. В-третьих, стоит обратит внимание на качество инвестиционного портфеля, который позволяет гарантировать выплату обязательств. Четвертый параметр – это наличие профессиональной перестраховочной защиты: она гарантирует выплаты даже в случае масштабных страховых событий. Еще один немаловажный фактор – рейтинг надежности компании. Высокие уровни надежности отмечаются буквой «А». Перечень компаний, которые обладают рейтингом надежности, можно посмотреть на сайте агентства «Эксперт РА».
Кроме того, следует обратить внимание на клиенториентированность страховщика. Получить объективную информацию из вторичных источников, как мне кажется, довольно сложно. Поэтому лучше всего напрямую обратиться в страховую компанию и задать несколько вопросов. Например узнать о наличии дополнительных сервисов для клиента, способах связи с компанией, насколько быстро компания отвечает на запросы клиентов, насколько сложно будет урегулировать страховое событие или изменить те или иные условия в договоре и так далее. Чтобы в будущем избежать недопонимания, необходимо внимательно прочесть условия договора, обращая внимание на то, что именно входит в страховое покрытие, что является исключением. При возникновении вопросов лучше обратиться непосредственно в страховую компанию, причем сделать это еще до подписания договора.
И, наконец, последний параметр – это стоимость услуг. Если страховщик – ответственный участник рынка, то стоимость полисов не может быть в несколько раз ниже, чем у других компаний. При условии, что продукты одинаковы. В надежде на приток клиентов некоторые компании страхуют по низким ценам себе в убыток. И это опасно. Вероятность банкротства страховщика при такой политике очень высока. А получение выплат в случае отзыва лицензии – крайне сложная задача, она потребует много сил и времени».