Компания «Яндекс» понемногу утрачивает лидерство, уступая место на рынке поисковых систем своему основному конкуренту – Google. Такой вывод следует из опубликованного аналитиками Morgan Stanley отчета Alpha Wise о состоянии российского Интернета. Данные основаны на результатах шести панельных исследований, сделанных с 2012 по 2014 годы. Оказалось, что «Яндекс» теряет позиции по всем направлениям, однако прежде всего Google доминирует среди пользователей мобильных устройств и приложений, пишут «Ведомости».
Опросы интернет-аудитории проводились аналитиками два раза в год, последний состоялся в декабре прошлого года. Аналитики распространили инструмент замеров (онлайн-панель) среди 30 000 пользователей Рунета, а затем изучили поведение полутора тысяч из них.
Эксперты отмечают, что лидерство Google в мобильном сегменте связано прежде всего с наличием у компании собственной операционной системы Android, на базе которой работает большая часть смартфонов. На продажу новых смартфонов на долю ОС от Google, по данным J'son & Partners, приходилось 86% от общего количества реализованных в мире «умных» телефонов. При этом владельцы Android-устройств все чаще ищут информацию в Google: среди них 51% лояльных пользователей этой поисковой системы и только 41% – «Яндекса».
Все это, отмечают в Morgan Stanley, приводит к стремительному снижению доли российского поисковика. У сервиса статистики Liveinternet.ru несколько иные данные: исходя из его статистики, «Яндекс» по-прежнему остается самым популярным поисковиком в России. Впрочем, и этот сервис фиксирует снижение доли «Яндекса», хотя и всего на 2,8 процентных пункта – до 58,9%, в то время как доля Google, по данным Liveinternet.ru, увеличилась на 5,9 п.п. – до 32,8%.
TNS отмечает, что «Яндекс» по ежемесячной аудитории в России существенно обходит Google: 62 миллиона против 49,4 млн соответственно. Однако данные этой исследовательской компании учитывают только пользователей компьютеров и не принимают во внимание владельцев мобильных устройств.
Между тем Morgan Stanley настаивает на своем: эксперты компании отмечают, что позиции «Яндекса» были традиционно сильными среди пользователей настольных компьютеров, однако, судя по опросу, даже на ПК все чаще применяется Google. В отчете говорится, что это, возможно, связано с наличием у американской компании не только собственной ОС, но и популярного браузера Chrome.
При этом «Ведомости» отмечают, что исследование Morgan Stanley может быть не вполне репрезентативным: в нем участвовало много пользователей мобильных устройств, а с них генерируется пока всего 25% поискового трафика рунета. В любом случае доля мобильных устройств в ближайшей перспективе будет стремительно расти, а значит, «Яндексу» есть над чем задуматься.