Пассажирские авиаперевозки в России могут быть приостановлены из-за нового закона, который требует с 1 сентября 2015 года хранить данные о гражданах РФ на локальных серверах. Такие опасения высказала Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ). Как эта ситуация повлияет на деятельность авиакомпаний, действительно ли россиянам стоить опасаться отмены полетов с приходом осени и в чем еще может скрываться причина заявления ассоциации – в статье на Chel.ru.
Согласно новому закону, с 1 сентября 2015 года хранить данные о гражданах России можно будет только на локальных серверах. Поскольку большинство перевозок в России оформляется через западные системы бронирования, это, по заявлению Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ, объединяет 19 ведущих компаний), чревато остановкой продаж.
«Учитывая особенности деятельности отечественных авиакомпаний, применение на практике закона от 21 июля 2014 года №242 может привести к остановке с 1 сентября 2015 года продажи и выполнения воздушных перевозок российскими авиакомпаниями, поскольку закон устанавливает заведомо невыполнимые требования и возможность для необоснованного привлечения к административной ответственности авиаперевозчиков», – говорится в сообщении АЭВТ.
Решить проблему предлагалось путем создания альтернативной российской системы бронирования или адаптацией к новым условиям международных систем. Этим с прошлого года должны были заниматься две структуры «Ростеха» – «Росэлектроника» и «Авиакапитал-Сервис», однако результатов пока нет.
Об этой проблеме АЭВТ рассказала в письме, направленном уполномоченному по защите прав предпринимателей при президенте России Борису Титову. «В существующем виде закон для отрасли неисполним, а его внедрение в нынешней редакции приведет к непредсказуемым последствиям – изоляции страны и серьезным проблемам в международном взаимодействии в сфере авиации, интернет-торговли, туризма, банкинга и прочем», – подчеркнул Борис Титов. Он также заявил, что планирует обратиться в правительство с предложением скорректировать закон. Возражений авиаторам не нашлось и в Минтрансе, дополнил «Ъ» со ссылкой на официальное заявление министерства.
Стоит отметить, что участники рынка пытаются решить проблему самостоятельно. В середине февраля в московском офисе IATA ситуация обсуждалась при участии АЭВТ, «Аэрофлота», «Трансаэро», «Сибири», Emirates, SITA, Sabre, Amadeus и «Сирена-Трэвел». Участники встречи пришли к выводу, что международные системы бронирования прямо не попадают под требование закона, поскольку не являются «первичным собирателем информации». Но по-прежнему неясно, какие данные считаются персональными, отсутствует понятие сбора таких данных. В ходе встречи нашелся способ формально выполнить требования закона: предложено коллективно найти технический способ первичного ввода персональной информации о российских пассажирах с ее последующей передачей за рубеж, что не запрещено законом.
Тем временем участники рынка рассчитывают, что ситуация к началу осени будет решена и не затронет авиарынок страны.
«Мы надеемся, что этот закон не станет причиной изоляции российских пользователей и пассажиров, – говорит официальный представитель сервиса поиска авиабилетов Momondo.ru в России Ирина Рябовол. – Российский рынок онлайн-бронирования туристических услуг растет в среднем на 30-35 процентов ежегодно, и миллионы людей уже привыкли пользоваться услугами интернет-сервисов для планирования своих поездок. По сути, закон затрагивает не только интересы авиакомпаний, но и онлайн-агентств по бронированию авиабилетов и отелей, прокатных контор, сайтов по покупке экскурсий и прочих».
На протяжении последних лет многие подобные иностранные и российские сервисы активно инвестировали в свое развитие на этом рынке и теперь вряд ли просто так откажутся от вложенных средств, указала респондент.
В целом нужно понимать, что онлайн-тревел – довольно молодой сегмент бизнеса, особенно в России. Появление новых регулирующих отрасль законов вполне естественно, считает госпожа Рябовол. «Мы как международный сервис, работающий на более чем 30 рынках, неоднократно сталкивались с введением подобных норм и в других странах, где игрокам просто приходилось подстраиваться под изменения в законодательстве или же прорабатывать соответствующие поправки совместно с законотворцами, – продолжает она. – Смею предположить, что благодаря усилиям ключевых игроков закон будет адаптирован под рынок, либо удастся найти разумное с экономической точки зрения техническое решение, удовлетворяющее новым правилам. Остановку работы целой отрасли вряд ли допустят».
Ирина Рябовол сравнила эту ситуацию с законом «О национальной платёжной системе», который долго не могли принять, так как у банков не было технической возможности ему следовать. «Но, даже утвердив закон, целый пул банков продолжает игнорировать его требования о бесплатном оповещении своих клиентов о каждой совершенной операции», – указала она.
Представитель Momondo не видит угрозы в новом законодательстве для своей компании, так как это метапоисковая система, задачи которой состоят в предоставлении пользователям предложений на туристические услуги – авиаперелеты, отели, прокат автомобилей. «Мы ничего не продаем, а соответственно, не запрашиваем персональные данные у пользователей и не требуем регистрироваться перед тем, как они осуществят поиск, – дополнила Рябовол. – Бронирование услуг происходит на сайтах наших партнеров – авиакомпаний и туристических онлайн-агентств. Пока мы не отмечаем никакой паники на рынке и даже наоборот: очень многие пользователи ищут и бронируют авиабилеты впрок за три-шесть месяцев и даже заранее на год, опасаясь очередного «шторма» на валютном рынке».
Между тем представители туристической отрасли Южного Урала указывают, что и вовсе нет причин для паники – закон не приведет к закрытию авиасообщения между странами.
«Приостановки авиаперевозок не произойдет ни при каких обстоятельствах – это даже не предмет обсуждения, это полный абсурд, – говорит директор туристической компании «Сусанин» Анатолий Гуревич. – Любые данные о любых международных перевозках хранятся только на международных серверах и ни при каких обстоятельствах не могут храниться исключительно на территории России. Да и сам закон о персональных данных не предусматривает жесткого обеспечения хранения информации в России – это просто передергивание фактов».
Задача авиакомпаний на сегодняшний день – просто ослабить законодательное воздействие на отрасль, считает эксперт. «То есть, подняв шум, авиакомпании намерены под этот закон выбить для себя определенные льготы и привилегии, облегчить свою работу, – поясняет Гуревич. – Это очень удобный повод для решения конфликтов с государством – под него можно попробовать выторговать себе какие-то удобства».
К тому же закон имеет несколько иной смысл, его передергивают, а в данном случае речь идет не о законе о хранении персональных данных, а о его подзаконных актах, которые, если потребуется, законотворцы просто подкорректируют, указал руководитель туркомпании «Сусанин». «Нужно здраво рассуждать: никто ни по какой причине не остановит авиаперелеты, ведь это будет означать приостановку работы государства, – указал Анатолий Гуревич. – И если бы обозначенный закон был реальной проблемой, то ее бы и формулировали по-другому».
«Если есть в новом законе часть чего-то абсурдного, то это всегда утрясется, – указала директор турагентства «Корас XXI век» Наталья Сахнова. – Наша компания работает в туризме 24 года – и всегда было так, нам с каждым годом работать проще и надежнее. Лично мое мнение – мы идем в нужном направлении, и законы, которые уже приняты и принимаются, будут доработаны, переработаны, поправлены, к ним пропишут объяснения и так далее – и тревожные моменты исключат. Было бы странно предположить, что авиаперевозки хоть на какое-то время перестанут существовать. Некоторая озабоченность этим законом есть, но уверена, что к осени все нормализуется. А сейчас мы больше озабочены летним сезоном».
Хотя и здесь госпожа Сахнова видит позитивные изменения, особенно по отношению к продажам начала зимы. Стартовало ранее бронирование на летний отдых, более-менее устоялись курсы валют, прояснилась стоимость путевок в валюте и рублях. И, несмотря на то, что количество забронированных путевок по отношению к прошлому году сократилось в два раза, количество обращений желающих отдохнуть не уменьшилось, акцентировала Наталья Сахнова. «Все указывает на то, что продажи путевок наверстают упущенное ближе к лету, – рассказала она. – Тем более что все больше россиян понимают: раннее бронирование дает больше возможностей сэкономить при любой динамике валюты».