Социальная напряженность в коллективе ЧТЗ достигла своего предела. Сегодня, 12 марта, работники завода собирались выйти на пикет против «рабского труда» – длительных задержек заработной платы. В акции планировали принять участие 70 человек. По словам членов профсоюза предприятия, деньги работникам не платят более двух месяцев. В последний момент пикет отменили. О том, с чем связаны массовые задолженности завода перед персоналом и как руководство планирует решать проблему, читайте в материале делового сайта Chel.ru.
Экономический кризис – проблема или оправдание?
По словам председателя профкома «ЧТЗ-Уралтрака» Олега Косых, заработная плата не выплачена еще за декабрь еще прошлого года. «Люди устали жить впроголодь и не хотят больше мириться с таким положением дел, – говорит профсоюзный лидер. – На сегодняшний день общий долг по зарплате составляет около 300 миллионов рублей, и три миллиона – долг по профсоюзным взносам. Заработная плата не выплачена за декабрь еще прошлого года, за январь 2015 года и аванс – за февраль. Это вынудило нас дойти до собственников предприятия».
На встрече с губернатором области в декабре 2014 года профсоюзный актив уже просил об оказании предприятию финансовой помощи в приобретении оборотных средств, однако пока ситуация не меняется. Особую тревогу у тракторостроителей вызывает ставшее нормой для отдельных руководителей нарушение законодательства в вопросах охраны труда и обеспечения социальных гарантий.
«Мы заявляем, что рабочие готовы работать только после выплаты заработной платы, – говорит заместитель председателя профкома ЧТЗ Надежда Филиппова. – Это настоящая беда для работников – деньги не платят, заказы простаивают, а цены сегодня очень выросли, и рабочим хочется кушать. Слухи о том, что сегодня персонал завода не выходит на работу, – это только слухи. Все работают, но работают бесплатно. Однако если данная проблема не будет решена и после сегодняшнего пикета, то ситуация может повернуться иначе».
По словам руководства предприятия, кризисные явления в российской экономике, нараставшие в прошлом году, ударили в первую очередь по машиностроительной отрасли. Челябинский тракторный завод оказался в ряду предприятий, на которых сказалась негативная экономическая ситуация.
«Курсовая разница валют в последнее время создала благоприятные условия для роста производства с точки зрения покупательского спроса. К челябинским тракторостроителям сегодня обращаются давние партнеры и новые покупатели, которых привлекает выпускаемая заводом техника, соотношение ее цены и качества. Портфель заказов предприятия сформирован на несколько месяцев вперед, – передает позицию руководства завода сотрудник пресс-службы ООО «ЧТЗ-Уралтрак» Екатерина Шестакова. – Но нехватка оборотных средств, которая образовалась в кризисных условиях в дополнение к дефициту инвестиций для структурной перестройки, начатой на предприятии, не позволяет резко нарастить выпуск дорожно-строительных машин так, как этого требует ситуация. Эта нехватка не позволяет в полной мере реализовать производственный потенциал предприятия, получая достаточно средств от продажи продукции, в том числе для полной ликвидации задолженности по заработной плате».
Однако проблемы, возникшие в результате кризиса, далеко не все готовы принять как веский аргумент, оправдывающий руководство. По словам кандидата экономических наук ЧелГУ Алексея Шумакова, ни нехватка оборотных средств, ни другие внутренние проблемы предприятия не могут стать причиной нарушения трудового законодательства.
«В трудовых отношениях есть взаимные обязательства, – говорит он. – Рабочие свои обязанности выполняют, значит, их труд должен быть оплачен в соответствии с количеством и качеством труда. Все остальные стороны и ссылки на то, что у предприятия проблемы, не могут быть аргументами для невыплаты заработной платы. Поэтому, на мой взгляд, пикет абсолютно обоснованный, социальное напряжение достигло предела».
Госгарантии решат проблемы
Профсоюз не единожды обращался к губернатору области, полномочному представителю президента РФ в УрФО с просьбой обратить внимание на критическое состояние дел на заводе и не допустить возможности социального взрыва, напоминает председатель профкома предприятия Олег Косых. Однако пока ситуация не изменилась.
«Нам была обещана поддержка в размере 500 миллионов рублей, однако по сей день это остается лишь обещанием, – говорит Олег Косых. – На сегодняшний день предпринимаются попытки руководства подготовить гарантийные письма, но такое длительное ожидание нас не устраивает».
Между тем социальная напряженность в коллективе нарастает с каждым днем, люди теряют веру в перспективы завода. Член профсоюза предприятия Владимир Дружков ранее сообщил, что выплаты могут начаться только летом. «Руководство говорит, что денег нет, – говорит он. – Госгарантии дали, но не ту сумму, которую просило предприятие».
Руководство завода со своей стороны предпринимает меры для улучшения ситуации. «С середины прошлого года ведется работа с различными федеральными ведомствами по привлечению государственной поддержки предприятия, – дополняет Екатерина Шестакова. – 25 февраля в Москве была создана межведомственная комиссия при Министерстве финансов РФ, предназначенная для отбора предприятий и предоставления им государственных гарантий. А уже 5 марта ЧТЗ первым принял участие в работе этой комиссии. Ожидается, что положительное решение по предоставлению госгарантий будет вынесено уже в первых числах апреля. Это позволит предприятию незамедлительно привлечь ресурсы для пополнения оборотных средств и ликвидации задолженности по платежам».
Кроме этого, по словам сотрудников пресс-службы ЧТЗ, на заводе в течение марта ожидают поступлений денег не только от продажи дорожно-строительной техники, но и авансовые платежи за выпущенные по оборонным контрактам двигатели. Эти ресурсы также будут использоваться для пополнения оборотных средств и погашения задолженности по зарплате.
Напомним, что это был бы уже не первый пикет Челябинского тракторного завода. В ноябре прошлого года подобная акция была направлена на привлечение внимания властей к проблемам предприятия и просьбе о заемных средствах. А в прошлом месяце руководство НПК «Уралвагонзавод» обратилось в правительство за госгарантиями на новый кредит для ЧТЗ. Деньги нужны на освоение производства в рамках оборонзаказа, пополнения оборотных средств и прежде всего – на перенос основного тракторного производства.
P. S. Когда материал готовился к публикации, пришло сообщение о переносе пикета. «Это сделано в связи с тем, что была достигнута договоренность с Уралвагонзаводом о выплате заработной платы. Задолженность по декабрю будет погашена до 16 марта, по январю – до 24 марта, – сообщил Chel.ru Олег Косых. – Мы потребовали гарантийное письмо, а не только словесные обещания. Поэтому теперь сомнений в том, что долг по зарплате будет погашен, у нас нет, и пикет отложен».