Челябинцы начали жаловаться на списание денег с мобильных счетов за входящие вызовы. В описанных случаях это происходило после того, как им звонили с одного и того же номера. При этом рассказы потерпевших расходятся: одним якобы звонили из банка, другим – из магазина. Совпадение или мошенничество? В непростой ситуации попытался разобраться корреспондент ChelFin.ru.
В редакцию сайта 74.ru обратилась жительница Челябинска Анна. На днях ей поступил звонок с номера +7(351)2009367. На проводе был автоответчик. «Представившись, что это «Удобные деньги», мне предложили взять кредит. Я не стала слушать дальше. После проверки баланса на моем счету было минус 90 рублей. Буквально за пять секунд!» – с негодованием рассказала девушка.
В компании «Удобные деньги» категорически отрицают факт случившегося, поскольку данный номер им не принадлежит. «Рассылка голосовых сообщений компании «Удобные деньги» ведется с другого телефонного номера. Мы действуем в рамках закона и не снимаем деньги за поступившую информацию», – говорится в официальном ответе.
В пресс-службе мобильного оператора, к которому подключен номер девушки, ответили, что такое невозможно. «Если клиент находится в домашней сети и sim-карта прописана в Челябинске, все входящие звонки, в том числе из-за рубежа, будут бесплатные, – подчеркнула PR-менеджер «Билайн» по Уральскому округу Ксения Балашова. – Нужно смотреть, какой подключен тариф, возможно, произошло списание посуточной абонентской платы».
Оказалось, что Анна не единственная, кто оказался в подобной ситуации. На одном из форумов в Интернете пользователи жаловались на навязчивые звонки с этого номера. Одни говорят, что им предлагали какие-то товары, другие жалуются на таинственное молчание в трубке. Были и факты снятия денег. «Я даже не успел до телефона дойти, и звонок закончился. И у меня снялось почему-то 30 рублей», – пишет пользователь Максим.
По некоторым сообщениям, звонки поступали от компании METRO Cash&Carry. В справочной службе ритейлера подтвердили, что номер действительно принадлежит им. «Да, это звонили от нашей организации по поводу уточнения контактной информации. Но почему сняли деньги, не могу сказать. Возможно, стоит обратиться к мобильному оператору», – ответила сотрудница компании.
Правозащитники подчеркивают: взимание платы за входящие звонки незаконно. «Статья 54 ФЗ «О связи» предусматривает только три случая оплаты входящих звонков. Первый вариант: звонок через телефониста с оплатой за счет вызываемого пользователя услугами связи. Вас должны спросить «Готовы ли вы оплатить звонок?», тогда при наличии согласия абонента плата будет законной. Другой вариант: если абонент находится за пределами региона, указанного в решении о выделении оператору связи ресурса нумерации – речь идет о роуминге. Также входящие звонки оплачивают обладатели специальных номеров, бесплатных для звонящих, таких как 8-800», – пояснил директор юридической компании «Бизнес консалтинг» Алексей Мотылев.
За что же «поплатились» абоненты, так и осталось загадкой. Вполне возможно, что это было списание средств за подключенную услугу. В подобных случаях абонентам стоит вспомнить, не предусматривает ли тариф абонентскую плату или оказание дополнительных услуг.
Случается, что какая-то опция могла быть подключена без ведома абонента. И это является незаконным. «В соответствии со статьей 44 ФЗ «О связи», оказание подобных услуг осуществляется только с согласия клиента, «выраженного посредством совершения им действий, однозначно идентифицирующих абонента и позволяющих достоверно установить его волеизъявление на получение данных услуг». Оператор связи должен предоставлять абоненту информацию о тарифах на услуги и их кратком содержании», – добавил Алексей Мотылев.
Правозащитники и операторы связи советуют челябинцам внимательно отслеживать, за оказание каких услуг со счета мобильного телефона списываются деньги. В случае сомнений стоит позвонить в справочную или запросить детализацию через «личный кабинет». Если проблема не решается, можно смело обращаться в Роскомнадзор.