Бизнес Банки оштрафуют за навязчивость

Банки оштрафуют за навязчивость

Штрафовать банки за навязывание страховок при одобрении кредитов предлагает Федеральная антимонопольная служба. Инициатива возникла после рекордного количества жалоб на действия кредитных учреждений. Челябинские банкиры уверяют: клиент может получить кредит в любом случае, однако условия его выдачи будут отличаться.

Закон «О потребительском кредитовании» гласит о том, что банку необходимо получить согласие заемщика на оказание ему дополнительных услуг за отдельную плату, в том числе и страхование жизни и здоровья. При этом кредитор должен обеспечить заемщику возможность согласиться или отказаться. Однако, как отметили в антимонопольной службе, ответственность за навязывание допуслуг не предусмотрена. Поэтому заместитель руководителя ФАС Андрей Кашеваров и предложил ввести штрафные санкции для банков: 50 тыс. руб. в отношении должностных лиц и до 500 тыс. руб. – для юрлиц.

Проблема навязывания страховок оказалась актуальной и для Челябинска. Правозащитники фиксируют подобные обращения практически каждый день. Граждане жалуются на то, что некоторые банки в открытую говорят: «Купите страховку, и мы оформим кредит». Однако доказать неправоту в данном случае практически невозможно. «Банк не обязан объяснять свой отказ в выдаче кредита. Поэтому оспорить его становится сложно», – отмечает зампредседателя региональной организации «Финпотребсоюз» Вячеслав Курилин. По его мнению, для воплощения предложения ФАС придется либо активно работать с населением, либо принимать поправки в законодательство, обязывающие банки официально объяснять свой отказ. Последний вариант челябинские правозащитники давно предлагают в качестве законодательной инициативы.

Впрочем, юристы не спешат повально обвинять все банки в агрессивном навязывании. Крупные банки чаще всего предлагают более выгодные условия для тех, кто согласен застраховаться. В противном случае при прочих равных условиях кредит будет выдан, но по более высокой ставке. «В нашем банке предусмотрена программа, которая предлагает клиентам выбор: с финансовой защитой одна процентная ставка, без финансовой защиты – другая. Если клиент впоследствии отказывается от страховки, то процентная ставка меняется. О навязывании здесь речи быть не может, ведь человек сам делает выбор, – подчеркнула начальник отдела розничных продаж и клиентского обслуживания Промсвязьбанка Светлана Жихарева. – Страхуется жизнь заемщика на сумму кредитных обязательств с гарантией выплаты на несчастный случай».

«В настоящее время услуги страхования являются добровольными для всех категорий клиентов и подключаются по желанию. Он может оформить страхование жизни от несчастных случаев или недвижимого имущества. Также набирает популярность страхование от недобровольной потери работы. В момент оформления кредита такая услуга будет предложена, но клиент сам выбирает, оформлять ее или нет, исходя из своих потребностей», – рассказала начальник управления стандартных кредитных продуктов банка «Кольцо Урала» Наталья Голубева. При этом она добавила, что увеличение процентной ставки по кредитному договору в случае отказа от страхования не предусмотрено, так как продукты друг к другу не привязаны.

Кроме того, банки отрицают причинно-следственную связь между отказом от страховки и выдачей займа. «Одобрение по кредиту никак не связано с тем, что заемщик выразил желание застраховаться или был против», – утверждает заместитель начальника управления кредитных продуктов УБРиР Лариса Овчинникова.

Стоимость страховки зависит в первую очередь от выбранной программы, то есть количества выбранных рисков, а также вида и размера кредитования. «Например, при потребительском кредитовании тариф по страхованию также будет учитывать размер суммы кредита и его срок. А при ипотечном кредитовании, к примеру, тариф учитывает как срок кредитования, так и возраст и пол страхователя», – сообщили в компании «БИН Страхование».

По мнению экспертов, само страхование чаще всего добровольно только на бумаге. А поскольку этот продукт навязывается, заемщик часто не читает условий, среди которых большое количество правил и исключений из правил. «Стоит отметить, что страховые компании зачастую работают таким образом, что при наступлении страхового случая осуществляют неполные выплаты или вообще отказываются от них, используя любые уловки. Доверие клиентов страдает», – подчеркивает заместитель директора аналитического департамента «Альпари» Дарья Желаннова. По ее словам, законодательная инициатива может повлиять только на те кредитные организации, которые трепетно относятся к своим репутационным рискам.

«Страхование выгодно банку не только по тому, что он старается обезопасить себя на случай неплатежеспособности, но и потому, что он получает процент от таких сделок, либо имеет свою страховую», – добавил Вячеслав Курилин

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
24
ТОП 5
Мнение
«Даем друг другу в долг»: как раздельный бюджет помогает не грызться с женой. Откровенный монолог мужа
Анонимное мнение
Мнение
«Черные унитазы и протухшая посуда». Журналистка ушла в клинеры и рассказывает о секретах и ужасах новой работы
Анонимное мнение
Мнение
Чем раздражают китайские автомобили. Подытоживаем опыт тест-драйвов в 2024 году
Анонимное мнение
Мнение
Смотрят на иностранцев как на зверушек, но хорошо платят: модель из России устроилась на работу в Китае — ее впечатления
Анонимное мнение
Мнение
Китайцы разрешают бензин АИ-92 для турбомоторов. Наш журналист считает это опасным популизмом
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления