Челябинцы тратят на еду меньше, чем жители других регионов России. Такой вывод сделали в ФАС, подведя итоги кампании по «заморозке» цен. Тем временем южноуральские общественники заявили, что такие цифры можно найти только в таблице антимонопольщиков, но никак не на прилавках.
Спустя месяц после объявления ритейлеров о фиксации цен, антимонопольная служба решила сравнить стоимость продуктовых наборов в городах России. Оказалось, самая дешевая продуктовая корзина доступна челябинцам. Ее стоимость составляет 1080-2322 рублей. А вот самая дорогая еда в Подмосковье – 1571-2462 рублей за набор. В магазинах южноуральской столицы нашелся самый дешевый фарш говядины за 99 рублей, мясо птицы за 53,99 и баранина за 203,19 рублей.
В минимальный набор «замороженных» товаров вошли: говяжий фарш, гречка, картофель, молоко, масло сливочное и подсолнечное, птица натуральная, сыры твердые, хлеб пшеничный и ржаной, чай черный, яйцо куриное, мука пшеничная, рыба мороженная, сахар-песок, свинина, соль поваренная пищевая, майонез и сметана.
Как отмечают в ФАС, информация была получена по запросам, сделанным в торговые сети. Челябинские общественники, проводящие еженедельный мониторинг цен, поспешили раскритиковать эти данные. «Фарш говядины за 99,99 и птица за 53,99 рублей – таких цен не было уже несколько лет! Или конфеты за 41 рубль – на эти деньги можно купить разве что «Сникерс». Не понятно, где были взяты такие цены», – говорит руководитель проекта «Народный контроль» Вадим Воробей. По его словам, так называемая «заморозка» цен изначально была профанацией и даже после широкой огласки в прессе ситуация не изменилась.
Информация по запросу ФАС была представлена торговыми сетями: «Ашан», Metro Cash & Carry, Х5 Retail Group («Карусель», «Пятерочка», «Перекресток»).
На вопрос корреспондента ChelFin.ru, сколько граммов фарша продадут за 99,99 рублей, в ФАС ответить затруднились и попросили уточнить в магазинах. «Ритейлеры предоставляли информацию по разным упаковкам в разной весовой категории, а мы переработали информацию в такую таблицу. По ней можно сделать вывод только о том, что в этом регионе можно найти продукт по такой цене, но упаковку и вес можно узнать только у самого ритейлера, – рассказал представитель пресс-службы ФАС. – Мы не занимаемся рекламой и не можем публиковать, в каком магазине самые дешевые продукты. Было бы логично, если бы торговые сети сами стали публиковать списки «замороженных» цен».
Впрочем, если не «заморозка», то небольшое снижение цен на товары в Челябинске все же наблюдается. По словам народных контролеров, торговые сети уже начинают сбрасывать цены на корнеплоды старого урожая. Хотя качество прошлогодней картошки и моркови порой оставляет желать лучшего. Наконец-то закончились спекуляции с гречкой и сахаром, которые за последнюю неделю подешевели в среднем на 1,5%. Появилось и более дешевое мясо птицы из других регионов. «Многие торговые сети делают большие распродажи. Спрашиваю, почему, говорят, что склады затоварены и нужно продавать. То есть наконец-то торговля начинает понимать, что она живет оборотом и нельзя просто так завышать цену, ведь люди просто не будут покупать. Часто местные производители ставят цену больше, поэтому спросом пользуется продукция других регионов», – добавил Вадим Воробей.
В ближайшее время ожидается повышение цен на овощи нового урожая, которые первое время будут попадать на челябинские прилавки из-за рубежа. Уже несколько недель отмечается подорожание говядины, которая до недавнего времени была не во всех магазинах ввиду низкого спроса. А вот любителям чая придется затянуть пояса. Только с начала года он подорожал минимум на 20%, и сегодня поставщики снова говорят о повышении цен. «На данный момент мы получили уведомления об изменении цен на чай. Сейчас мы ведем переговоры и не соглашаемся на необоснованные повышения. Так как переговорная сессия еще не закончена, мы не можем дать конкретные цифры по изменению стоимости», – рассказала директор по внешним коммуникациям «АШАН Россия» Мария Курносова.
О том, что ценники перестало лихорадить, свидетельствует статистика Челябинского УФАС. В марте количество жалоб снизилось в два раза. «За последние две недели были единичные жалобы на хлеб, манную крупу и молоко», – рассказала пресс-секретарь Челябинского УФАС России Наталья Мартынюк. Также челябинцы заявляют о повышении стоимости товаров, не входящих в список социально значимых: бисквиты, йогурты, бананы, грецкие орехи, конфеты, фундук. Но здесь ведомство разводит руками: цены на товары, не входящие в число социально значимых, регулируются рынком.
Между тем социологи ФОМ констатируют, что все больше наших соотечественников отказываются от любимых лакомств. В ходе опроса выяснилось, что в марте почти на 10% увеличилось число тех, кто делает выбор в пользу более дешевых брендов или просто покупает меньше продуктов. В список товаров, на которых можно сэкономить, попали мясо, сыр, колбаса, фрукты и кондитерские изделия – об этом заявила треть опрошенных. А вот экономить на алкоголе готовы только 8%. При этом некоторые виды товаров, например, хлеб и фрукты все же выбираются не по цене, а по качеству.
Фото: Инфографика Эдуарда Фадюшина