Смартфоны, телефоны, ноутбуки стали неотъемлемой частью современной жизни. К сожалению, любые гаджеты имеют свойство выходить из строя, но это не проблема для тех, кто умеет находить с техникой общий язык. Герои сегодняшней рубрики «Анатомии бизнеса» Дмитрий Гуменюк и Василий Казаков рассказали, как получить от ремонта гаджетов не только личную пользу, но и организовать собственный бизнес.
«После окончания технического факультета я устроился работать в сервисный центр по ремонту сотовых телефонов, смартфонов и портативной техники. Раньше не было подобных услуг на каждом углу, поэтому все несли ремонтировать нам, да и сама техника была несколько попроще, – говорит Дмитрий Гуменюк. – Отработал там два года, все было неплохо, но с развитием конкуренции зарплаты начали падать. После я устроился в компанию-провайдер: занимался монтажом и ремонтом, в том числе сетей. Вскоре начал заниматься фрилансом: меня приглашали в организации по ремонту компьютеров, налаживал защиту, ремонтировал технику. И тут я подумал, что неплохо бы открыть свое дело по ремонту электронной техники, тех же сотовых телефонов.
Сперва «оживлял» технику друзьям, потом друзьям друзей, так и наработал первую клиентскую базу. Заказов становилось больше, и я уже не успевал совмещать это дело с основной работой, поэтому уволился и решил открывать собственный бизнес. Вася, мой друг, тоже загорелся этой идеей. К тому времени он также помогал друзьям с ремонтом. В общем, мы скооперировались и начали работать вдвоем. Изначально планировали сосредоточиться на ремонте, но вскоре мы вышли на человека, который занимается выездным обслуживанием. Решили объединиться и взаимодействовать, чтобы присутствовал весь спектр услуг – от ремонта до обслуживания.
Помещение выбрали почти случайно. Приехали налаживать сеть в офис к ребятам, а они сказали, что здесь недорогая аренда, все в доступности и без проблем, к тому же расположение в центре города, что очень удобно. Так пару месяцев назад мы и приступили к работе. Помещение рабочее, без изысков, как раз для ремонта. Оборудование у нас уже было, докупили только паяльную станцию, кое-какую мебель и мелкие расходные материалы. Мебель брали б/у – выглядит она не хуже, чем новая, а по цене намного лучше.
Клиентов привлекаем в основном рекламой через социальные сети и сарафанное радио, которое работает, кстати, лучше всего. (Смеется.) К примеру, специализированные сайты дают большой поток звонящих людей, но они очень редко приходят. В социальных сетях чаще всего спрашивают цены на детали и работу. А живое общение и рекомендации уже состоявшихся клиентов – это самая лучшая реклама. Изначально мы старались выходить на юридических лиц, поскольку это проще. Но, с другой стороны, поток разбитой техники формируется именно от физических лиц.
Чаще всего люди приносят в ремонт разбитые телефоны и планшеты, это намного дешевле, чем купить новые, особенно если речь идет об известных дорогих брендах. Основная проблема – разбитые дисплеи и сенсоры. Стандартной услугой для ноутбуков можно назвать чистку от пыли. Если за этим не следить, то ноутбук перегревается, и это самая ходовая неисправность. Очень часто бывает, что клиент приносит технику с одной проблемой, а при ремонте мы обнаруживаем другую, намного более серьезную, что, конечно, выльется в более долгие сроки ремонта и более высокую цену. Мы даем гарантию на запасные части, на пайку, но, поскольку пока мы – не авторизованный сервисный центр, то гарантий от производителя предоставить не можем.
Детали закупаем в обычных магазинах, потому что у нас не такой большой объем, чтобы работать с крупными поставщиками. Но на будущее есть перспектива, что переедем в другое помещение с отдельным местом для приемки. Также планируем получить авторизацию на простые бренды, это большой плюс в работе. В этом случае мы сможем получать запасные части от производителя, а значит делать гарантийный ремонт, оплачиваемый производителем техники. Конечно, увеличится отчетность, особенно для производителя, но это именно то направление, в котором мы планируем развиваться.
Чтобы оставить положительное впечатление у клиентов, стараемся все делать максимально быстро. Но иногда это объективно невозможно, требуется время. Тогда мы решаем проблемы клиента со связью – на период ремонта телефона даем другой аппарат. Обычно это простой телефон, но вполне работоспособный.
Что касается физлиц, то к нам часто обращаются люди пожилые, сталкивающиеся с техникой впервые. Мы можем настроить компьютер, и если после возникает какая-то проблема, то клиент звонит нам, мы через Интернет подключаемся к его компьютеру и устраняем неполадки. Эта круглосуточная услуга, причем даже при заключении договора на месяц выходит дешевле, чем вызов мастера на дом за разовый визит. Плюс также в безопасности – не нужно никого пускать домой и опасаться за свои сбережения.
За первый месяц мы фактически ничего не заработали, но аренду окупили. В дальнейшем планируем расти за счет увеличения числа клиентов, сейчас их еще немного. Увеличить прибыль рассчитываем месяца через три, когда появится нужное количество людей, которых надо обслуживать. По нашим подсчетам, чтобы иметь заработок, на который можно окупать аренду и нормально жить, в день мы должны ремонтировать технику, в среднем, на 3000 рублей».