Помощник президента России, экс-министр связи РФ Игорь Щеголев предложил узаконить в России «право на забвение». Речь идет о предоставлении пользователям возможности удаления из Интернета, а точнее, из поисковой выдачи частных данных пользователей по их желанию. Этот вопрос обсуждался на заседании коллегии Роскомнадзора.
По мнению Щеголева, нужно также расширить понятие персональных данных пользователя и ужесточить требования к интернет-сервисам. В качестве примера чиновник приводит Евросоюз, где своим правом на удаление личной информации из результатов поиска только за первые сутки после его введения воспользовались десятки тысяч человек.
Щеголев отметил, что персональные данные сейчас являются «нефтью интернет-экономики». По его мнению, нужно, чтобы они включали не только базовую информацию о пользователе, но и профиль его поведения, привычек и мировоззрения. Поэтому он предложил пересмотреть понятие в законодательстве и обязать интернет-компании принимать для каждого их сервиса отдельное соглашение с учетом правовых норм РФ. Пользовательские соглашения при этом должны стать более четкими, однозначными и понятными гражданам, отметил помощник президента.
По словам руководителя Роскомнадзора Александра Жарова, предложения Щеголева являются глубокими и содержательными, и ведомство будет прорабатывать их вместе с Советом Федерации и Госдумой.
Напомним, что в Европе пользователи получили «право на забвение» после того, как в мае прошлого года Высший суд ЕС поддержал иск гражданина Испании Марио Костеха Гонсалеса. Тот вбил свое имя в строку поиска и обнаружил, что система выдает по этому запросу ссылку на сайт газеты La Vanguardia с объявлением от 1998 года об аресте его дома и проведении аукциона в связи с долгами. Испанец заявил, что информация потеряла актуальность, а ее размещение вообще нарушает его права на конфиденциальность.
Суд встал на сторону истца, обязав компанию Google удалить его личную информацию на основании запроса. После этого прецедента многие европейские пользователи поспешили стереть свой «след» в поисковых системах. Поисковому гиганту пришлось создать для ЕС специальный механизм, который позволяет пользователям отправлять запросы на удаление личной информации.