Российский Интернет снижает темпы роста. К такому выводу пришли эксперты в ходе форума «РИФ+КИБ», проходящего в Подмосковье. Количество пользователей, выходящих в сеть со стационарных компьютеров и ноутбуков, уменьшилось на один процент, а рынок интернет-рекламы сократился на пять процентов.
Но все не так уж плохо. По словам директора российской ассоциации электронных коммуникаций Сергея Плуготаренко, темпы роста Рунета в минувшем году составили 7,4% – ровно столько же, сколько и в году 2013-м. Но основным драйвером роста в данном случае выступал мобильный Интернет. Доля его пользователей возросла практически на треть. Известно, что девять процентов аудитории всех интернет-пользователей выходит в сеть только с мобильных устройств, а объем мобильного трафика вырос в 1,5 раза.
При этом общая аудитория Рунета составляет, по разным данным, от 73,8 и до 82 миллионов человек. Согласно данным ФОМ, из них 60,8 миллионов человек выходят в сеть каждый день. 28% пользователей живут в селах и малых городах, а проникновение Интернета в сельской местности сейчас превышает 50%. Доля среди новых онлайн-покупателей малых городов составила 29%.
Стали известны и новые подробности о поведении рядового россиянина в Сети: отечественные пользователи проводят в интернете в среднем 126 минут в день, а в мобильном Интернете – 86 минут в день. 26% времени пользователей проводят в соцсетях, 12% времени – за просмотром видео, 7% уходит на почту, 3% – на новости.
Представитель компании TNS Russia Руслан Тагиев в ходе своего выступления рассказал о появлении нового класса пользователей Интернета: по его словам, сегодня 11,8 млн человек являются так называемыми «эксклюзивными мобильными пользователями» – для выхода в Интернет они используют только мобильные устройства. Этих людей отличает молодой возраст и высокий уровень достатка. По тематическому распределению наиболее востребованного контента женщины традиционно предпочитают социальные сети, мужчины – различные геосервисы.
Несмотря на экономическую ситуацию в стране, эксперты надеются, что в 2015 году доля онлайн-шопинга и электронных платежей продолжит расти. 41% активных интернет-пользователей из небольших городов планировали в ближайшие 12 месяцев начать покупать товары через Интернет или делать это чаще, чем раньше, а 49% собирались начать использовать или использовать чаще онлайн-решения для оплаты товаров и услуг. Об этом сообщил на форуме председатель правления PayPal Россия Владимир Малюгин. «В России мы наблюдаем почти уникальную ситуацию, – рассказал он, – здесь продавца и покупателя могут разделять многие тысячи километров. Данные нашего исследования показывают, что жители даже самого небольшого российского города постепенно привыкают к возможности платить онлайн где угодно и когда угодно. Как мы видим, обычно человек начинает с онлайн-пополнения счета мобильного телефона или оплаты Интернета, «Одноклассников», коммунальных услуг, затем билетов на поезд или одежды. Потом выясняется, что в Сети выбор намного больше, чем в любых местных магазинах, – и в России появляется еще один активный онлайн-покупатель».