Просрочки по кредитам Челябинского тракторного завода послужили «Альфа-банку» поводом подать иск к «Уралвагонзаводу». Финансовая организация требует взыскать с госкорпорации более шести миллиардов рублей и почти $40 миллионов. Соответчиками выступают «ЧТЗ-Уралтрак» и «Технопарк «Тракторозаводский». Чем грозит УВЗ и ЧТЗ этот иск, ждать ли заводу банкротства, а также мнение сторон и экспертов по этому поводу – в статье на Chel.ru.
«Альфа-банк» подал иск к «Уралвагонзаводу» из-за просрочек по кредитам Челябинского тракторного завода, требуя взыскать с госкорпорации более шести миллиардов рублей и почти $40 миллионов. Согласно данным картотеки арбитражных дел, «ЧТЗ-Уралтрак» и «Технопарк «Тракторозаводский» выступают соответчиками. Иск будет рассматриваться в арбитражном суде Москвы. Предварительное заседание назначено на 27 мая.
Как пояснили корреспонденту Chel.ru в пресс-службе «Альфа-банка», ОАО НПК «Уралвагонзавод» имеет обязательства перед банком по выплате ранее выданных кредитов.
«Банк предпринял максимум усилий для досудебного урегулирования долга, тем не менее задолженность не была погашена, – уточнили корреспонденту Chel.ru в пресс-службе «Альфа-банка». – В настоящее время «Альфа-банк» принимает предусмотренные законодательством РФ меры по взысканию задолженности в судебном порядке, чтобы защитить интересы банка и его клиентов-вкладчиков. Банк открыт к переговорам об урегулировании долга и выражает надежду на скорое исполнение заемщиком своих обязательств по кредитным договорам».
Сторона ответчика также рассчитывает на мирное урегулирование ситуации. «Основанием для требования о погашении долга «Альфа-банку» явилась просрочка очередного платежа – эти платежи по договору с банком осуществляются ежемесячно, – сообщил Chel.ru руководитель пресс-службы «ЧТЗ-Уралтрак» Евгений Китаев. – Сумма самой просроченной задолженности не слишком велика. В настоящее время ведутся трехсторонние переговоры о реструктуризации кредиторской задолженности предприятия перед кредитной организацией. В них участвуют «Альфа-банк», корпорация «Уралвагонзавод» и ЧТЗ. Переговоры идут в конструктивном ключе».
Стоит отметить, что это не первый иск по долгам ЧТЗ. К примеру, в январе 2014 года в Арбитражный суд Челябинской области обратилась индивидуальный предприниматель из Нижнего Новгорода Татьяна Захарова. Она просила признать банкротом ООО «Челябинский тракторный завод – Уралтрак», который задолжал бизнесвумен почти полмиллиона рублей.
Как следует из материалов дела, женщина занималась организацией и проведением бизнес-семинаров по вопросам управления предприятием, общая сумма гонорара превысила два миллиона рублей. Стороны договорились о ежемесячной оплате фиксированными суммами в восемь этапов, но заказчик рассчитался не полностью.
Основная задолженность завода перед кредитором составила 489,2 тысячи рублей. Кроме того, истец просил взыскать с ответчика проценты за пользование чужими денежными средствами (около 12 тысяч рублей), 30 тысяч судебных расходов, 33 600 рублей на оплату проживания в гостинице и около 46 тысяч транспортных расходов – в общей сложности около 600 тысяч рублей.
Тогда эксперты отмечали, что, «напугав должника этим заявлением, предприниматель рассчитывает вернуть долг как можно быстрее». Сейчас же респонденты сайта указывают, что количество разнообразных исков в стране увеличивается с каждым днем, что связано с экономической ситуацией в России: так компании пытаются заставить должников платить по счетам.
«Подобных исков и проблем в стране становится все больше, а суммы бывают и крупные, и мелкие: все это продиктовано кризисной ситуацией в стране, – комментирует управляющий партнер юридической компании «Гаврюшкин и партнеры» Сергей Гаврюшкин. – На данной стадии мы видим, что подано исковое заявление на большую сумму, а развитие ситуации может быть самым разным – от банкротства предприятия до заключения мирового соглашения».
Для начала нужно понимать, насколько этот иск обоснован, указал эксперт. «Вполне может быть, что сумма завышена или неправильно посчитана, а потому УВЗ предъявит встречный иск о признании части договора недействительной, либо контррасчет, либо иные возражения, из-за чего сумма может измениться, – продолжает Гаврюшкин. – А далее в зависимости от поведения сторон может быть заключено мировое соглашение и составлен график погашения задолженности. Либо же «Альфа-банк» уйдет в решение суда, получит его, дождется, пока оно вступит в законную силу, и приступит к взысканию долга по решению суда».
При этом юристы сомневаются, что банк нацелен на банкротство компании, потому что это довольно хлопотная, длительная и дорогостоящая процедура.
«В таких больших предприятиях, как «ЧТЗ-Уралтрак», процедуры банкротства идут годами, об этом в частности свидетельствует предыдущая процедура банкротства ЧТЗ, которая шла три года и закончилась мировым соглашением, – напоминает управляющий партнер юридической компании «Морозов и партнеры» Илья Морозов. – Кроме того, следует обратить внимание, что иск предъявлен в том числе и к ОАО НПК «Уралвагонзавод», которое является одним из столпов оборонного заказа. Банкротства таких предприятий обычно не допускают, и проблемы с банками решатся путем заключения мировых соглашений с реструктуризацией долгов».
«Сейчас в закон «О банкротстве» внесены серьезные поправки, которые уже вступили в силу, – поясняет Сергей Гаврюшкин. – Теперь именно банковским кредитным организациям не нужно получать решение суда для того, чтобы обратиться в суд с заявлением о признании должника несостоятельным. Они имеют право банкротить компанию и без решения суда. Это очень серьезное изменение законодательства, и то, что «Альфа-банк» сейчас обратился в суд с данным иском, скорее говорит о том, что он не намерен банкротить компанию».
Банки сейчас неохотно идут на банкротство своих должников, поскольку при возбуждении процедуры несостоятельности в отношении должника приостанавливается начисление процентов, пени, штрафов и так далее, указал респондент. «Теперь банки все чаще обращаются в суд и пытаются взыскать долг в общей процедуре, в общем исполнительном производстве – так больше вероятность вернуть свои средства», – заключает Гаврюшкин.
Фото: Фото Татьяны Тихоновой