Замороженные пенсионные накопления южноуральцев не вернутся в накопительную систему. Они останутся в страховой части. Такое заявление сделала вице-премьер Ольга Голодец. По словам экспертов, это будет значительная потеря для будущих пенсионеров, которая постепенно нивелируется при сохранении накопительной системы и грамотном вложении средств.
Напомним, с середины 2013 года по 2015 год включительно было прекращено формирование пенсионных накоплений у всех граждан России. В это время все отчисления работодателей в Пенсионный фонд России шли на текущие выплаты гражданам, уже вышедшим на пенсию.
Точка невозврата
После принятия принципиального решения оставить накопительную часть пенсии в покое в правительстве разгорелись новые споры: вернуть или не вернуть замороженные в 2014-2015 годах средства. В числе аргументов «за» – возможность инвестировать их в различные проекты, ведь страна оказалась отрезана от внешних денег. Противоположная сторона приводит более убийственный аргумент – их просто нет. «Все средства учтены на счетах граждан, – подчеркивает вице-премьер Ольга Голодец. – Это не на наш взгляд невозможно, а это просто экономически невозможно». Теоретически эти деньги можно было бы сформировать заново, задним числом, но это потребовало бы до 600 млрд рублей дополнительных расходов бюджета.
Таким образом, все накопления, сделанные за два года, останутся в страховой части. Для будущих пенсионеров это чревато прежде всего тем, что средства не будут приумножаться, а лишь индексироваться в соответствии с инфляцией. «Потеря будет. Если, к примеру, годовая зарплата человека составляла 100 тысяч рублей, то его накопительная часть за эти два года недополучила 15 тысяч. Они выпадают из механизма инвестирования, и дополнительные проценты на них никогда не будут прирастать», – подсчитал директор филиала ЗАО «НПФ «Промагрофонд» в г. Челябинске Денис Сименков.
«Если говорить о россиянах в возрасте 30-45 лет, выбравших накопительную пенсию, на их пенсионных правах это существенно не скажется. Тем более, что средства не изъяли, а перераспределили в страховую систему. Если россияне будут пользоваться теми возможностями, которые предлагает пенсионная система, в том числе негосударственные пенсионные фонды, они смогут компенсировать эти потери», – считает генеральный директор НПФ «Образование» Алексей Филиппов.
По данным Банка России, на конец 2014 года НПФ управляли 1,13 трлн рублей пенсионных накоплений и 805 млрд рублей резервов. Еще 1,9 трлн рублей пенсионных накоплений находится в государственной управляющей компании – ВЭБе.
Тем временем ПФР уже начинает возвращать изъятые деньги. Накануне управляющим компаниям было передано 358,5 млрд рублей. Эта сумма включает в себя средства страховых взносов на накопительную пенсию за вторую половину 2013 года и поступающие суммы задолженности страхователей; взносы граждан в рамках программы софинансирования за вторую половину 2013 и 2014 год и средства государственного софинансирования за 2014 год; средства материнского капитала, которые владелицы сертификата в 2014 году направили на формирование своей накопительной пенсии, а также инвестиционный доход от временного размещения Пенсионным фондом этих средств пенсионных накоплений.
Теперь на очереди негосударственные пенсионные фонды. Но с учетом возможного невозврата замороженных средств они получат только деньги за вторую половину 2013 года. 24 фондам, вошедшим в систему гарантирования, перечислят средства уже в мае. «В НПФ, которые войдут туда после 1 марта 2015 года, эти средства будут с третьего квартала 2015 года передаваться на поквартальной основе по мере вхождения НПФ в систему гарантирования», – добавили в добавили в ОПФР по Челябинской области.
Куда уходят пенсии?
С 2016 года система формирования пенсионных накоплений должна снова заработать в полную силу. Для средств, поступающих в НПФы, правительство подбирает объекты инвестирования. Предлагается ввести минимальную долю инвестиционных портфелей, которую необходимо держать в инфраструктурных облигациях. «Накопительные пенсии – дополнительный источник «длинных» денег, поэтому необходимо предложить их эффективное использование, – добавил Денис Сименков. – У нас в НПФ «Промагрофонд» работают механизмы государственно-частного партнерства. В частности, мы инвестируем в проекты строительства дорог и физкультурно-оздоровительных комплексов».
В числе предложений, куда можно направить деньги будущих пенсионеров, прозвучало и строительство Керченского моста в Крыму. По словам представителей негосударственных пенсионных фондов, опасности снова остаться без инвестиционного дохода нет. «Вложения пенсионных денег в инфраструктурные облигации отвечают принципу сохранности, так как рейтинг их надежности имеет очень высокий уровень. Другой важный аспект инвестирования – доходность. Если экономика проекта предполагает гарантированный доход, например, в виде фиксированных тарифов за пользование инфраструктурой, то тогда такие инвестиции в долгосрочной перспективе вполне оправданны. Хотя мы пока не видим готовых проектов, которые соответствовали бы этим двум ключевым признакам» – говорит генеральный директор АО НПФ «Солнце. Жизнь. Пенсия.» Сергей Дубинин.