Американская компания Detroit Automotive Group & Tecnologies собирается производить грузовики в Челябинской области. На первом этапе планируется инвестировать $10 млн и собирать до пяти тысяч грузовиков в год. Об этом Chel.ru сообщил руководитель проекта ТЛК «Южноуральский» Владимир Павлов. Какую выгоду из сотрудничества смогут извлечь Америка и Южный Урал, будет ли востребован грузовой транспорт и в чем сомневаются эксперты, читайте в материале делового сайта Chel.ru.
Узнаваемость бренда и рабочие места
Производство грузовиков планируется организовать на территории транспортно-логистического комплекса «Южноуральский» – это крупный инвестиционный проект, реализуемый в Увельском районе Челябинской области.
«Подписано соответствующее соглашение, согласно которому Detroit Automotive Group & Technologies будет собирать на территории торгово-логистического комплекса седельные тягачи. Речь идет о грузовиках марок International, Kenworth, Paccar и Freightleiner с различными типами двигателей, включая двигатели на природном газе», – уточнил руководитель проекта ТЛК «Южноуральский» Владимир Павлов.
В проект американская компания на первом этапе планирует инвестировать $10 млн с возможностью увеличения вложений до $30 млн. Первоначально предполагается собирать до пяти тысяч грузовиков в год, с последующим расширением производства до 25 тысяч единиц в год.
«Назвать 10 млн долларов серьезной суммой инвестиций сложно, – говорит директор компании «ПрофКапиталСервис» Сергей Колобов. – Если Америка намерена завозить комплектующие и здесь собирать, то возможная цель – экономия на таможенных пошлинах. Что касается того, будут ли тягачи востребованы, могу сказать лишь, что они будут существенно дороже, поскольку у нас любое производство дороже, выше стоимость заемного капитала и ресурсов. В принципе любое производство на территории области – это хорошо, однако, если это будет лишь сборка, то много рабочих мест не создаст».
Как отметил Владимир Павлов, в случае реализации проекта на первом этапе предполагается набрать до 300 специалистов, в последующем увеличить эту цифру до полутора тысяч человек.
По словам ведущего эксперта УК «Финам Менеджмент» Дмитрия Баранова, выгоду от данного проекта смогут получить обе стороны.«Для американской компании выгода заключается в выходе на новый рынок, увеличении узнаваемости марок американских автомобилей, и, конечно же, в получении прибыли. Для региона – в укреплении производственного потенциала, создании новых рабочих мест, увеличения поступлений в бюджеты всех уровней, развитии местной экономики, ведь это производство по мере увеличения уровня локализации может пользоваться услугами местных поставщиков запчастей и комплектующих. Проект безусловно нужный и важный, и нет сомнений в том, что его нужно реализовывать в регионе», – отметил эксперт.
Стоят ли инвестиции спроса?
Однако эксперты Chel.ru выразили сомнения по поводу достаточного объема и самой возможности инвестиций. Во-первых, возникает вопрос, как американское правительство разрешит инвестировать в Россию, так как до сих пор действуют санкции. Во-вторых, обозначенный размер инвестиций слишком низкий для планируемого объема производства.
«Если основные элементы для сборки будут закупаться за рубежом, то, по сути, деньги, которые мы получаем от продажи нефти, будут уходить туда на эти комплектующие, – отметил Сергей Колобов. – Понятно, что они будут закупаться не за рубли. Я думаю, что у нас есть предприятия, которые были бы способны создать здесь собственное производство без привлечения Америки – это и завод «Урал», и завод «Колющенко».
Эксперты также отметили, что в Миассе на предприятии «Ивеко-АМТ» для запуска производства было затрачено намного больше финансовых вложений и времени. Размер инвестиций, ожидаемый от Detroit Automotive Group & Tecnologies достаточно низкий и в сравнении с затратами завода Колющенко, где собирались карьерные самосвалы для ЗАО «Русская медная компания».
Будут ли востребованы такие седельные тягачи в России – момент спорный. «Необходимо четкое понимание, какая машина получит перспективу в России, – отметили автомобильные эксперты. – Если это американский тягач, то следует помнить, что у Америки и России разные стандарты по предельной длине автопоезда. В России, как и в Европе, это длина от переднего прицепа до заднего бампера тягача, а в Америке предельная длина автопоезда – от заднего седла тягача до заднего бампера. Поэтому момент достаточно спорный, и здесь больше вопросов, чем ответов».
Дмитрий Баранов однако уверен, что, даже несмотря на нынешнюю непростую ситуацию на авторынке, перспективы у коммерческого транспорта хорошие. «По мере улучшения ситуации можно ожидать роста спроса на грузовые автомобили. Любой кризис рано или поздно заканчивается, и потребности в коммерческих автомобилях будут увеличиваться. В стране осуществляется множество инфраструктурных проектов, ведётся масштабное строительство, осуществляется добыча полезных ископаемых, и во всех этих проектах требуются грузовые автомобили, в данном случае крупнотоннажные. Потребуются такие автомобили в промышленности и строительстве. Доля автомобильного транспорта в перевозках различных грузов в стране остается стабильно высокой, а это значит, что и дальше будут востребованы как седельные тягачи, так и малотоннажные автомобили. То есть транспортники будут покупать все виды коммерческого транспорта, главное, чтобы улучшилась ситуация в экономике, и у них появились деньги на это».
Согласно соглашению, в Челябинской области планируется также открыть сервисный центр по техобслуживанию продукции и дилерский центр. Открытие первой очереди комплекса «Южноуральский» назначено на середину 2015 года. Общая площадь ТЛК – 180 га, в том числе сам ТЛК – 120 га, промзона – 60 га. Запланированный объем инвестиций на первом этапе 120 млн евро. ТЛК планирует получить статус особой экономической зоны (ОЭЗ).
Фото: Фото IM_photo с сайта Shutterstock.com