Продажи обуви и одежды в России в первом квартале 2015 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года сократились до 523,4 трлн рублей. Максимальное снижение спроса наблюдается на недорогие бренды, многие из которых потеряли до 60% продаж к началу второго квартала 2015 года. Каков спрос на одежду и обувь на Южном Урале, что происходит с ценами у региональных ритейлеров и может ли отечественный производитель заменить известные европейские бренды, читайте в материале делового сайта Chel.ru.
Южноуральцы не готовы раздеться
Спрос на одежду и обувь по России в первом квартале 2015 года по сравнению с прошлым годом сократился на 42%. В денежном выражении этот показатель составил 523,4 трлн руб, об этом сообщила газета «Ведомости» со ссылкой на данные аналитиков Y-Consulting.
По словам экспертов, наибольшее падение пришлось на средний ценовой сегмент, многие бренды при этом потеряли до 60% продаж с января по март текущего года. При этом в апреле, несмотря на стабилизацию курса рубля, спрос не вернулся.
В прошлом месяце продажи одежды и обуви сократились на 53%, в денежном эквиваленте рынок упал на 21% до 142 млрд руб. В апреле закончился сезон распродаж, поддерживавший продажи первого квартала, а холодная погода не позволила полностью продать весеннюю коллекцию – сезон оказался провален, – сообщили «Ведомости».
Ситуация на челябинском рынке одежды и обуви по сравнению с общероссийскими данными оказалась значительно благоприятней. По данным южноуральских ритейлеров, максимальное снижение спроса, зафиксированное по сравнению с первым кварталом прошлого года, не превышает 15%.
«Небольшое снижение спроса есть, но не такое, как в столице. Продажи упали не более, чем на 10-15%, – говорит директор магазина одежды Tom Tailor Никита Сайфутдинов. – Стоит отметить, что в этом году снизилась и проходимость покупателей, будь то отделы в крупных торговых комплексах, таких как «Родник», «Фиеста», либо отдельно стоящие магазины».
Несмотря на оптимистичный прогноз, проблема коснулась и уральского региона. Напомним, что с начала года закрылись несколько крупных магазинов в центре Челябинска, среди которых New Yorker и Mango на проспекте Ленина. Как стало известно, бренд New Yorker останется в городе, сегодня магазин работает в ТРЦ «Родник», но продвигать его будет российское представительство европейской компании.
При этом отдельные владельцы магазинов отмечают рост количества покупателей. «У нас ситуация напротив складывается так, что идет постоянный поток новых клиентов, – отметила директор бутика Elena Miro Ольга Дерюгина. – Кто-то приходит по рекомендации знакомых и друзей, кто-то открывает для себя нашу марку, другие понимают, что выгоднее покупать у нас, чем заказывать за границей. Небольшое снижение спроса наблюдалось в январе-феврале, но мы его быстро и благополучно пережили».
Будут ли «кусаться» цены на одежду?
Закупив коллекции, когда курсы евро и доллара были близки к рублю, и работая с минимальной рентабельностью, ритейлеры не могут существенно снижать розничные цены, прогнозируют аналитики Y-Сonsulting.
Однако, по словам региональных продавцов, существенного увеличения цен не случилось, несмотря на нестабильность курса доллара в прошлом году.
«Сильного падения покупательского спроса по сравнению с прошлым годом у нас нет, максимум процентов 15%, и возможно это связано именно с тем, что закуп производился по старым ценам до резкого скачка курса, поэтому и большого увеличения стоимости товара у нас не случилось», – говорит главный экономист ТК «Гостиный двор» Екатерина Сопельцева.
Директор магазина одежды Tom Tailor Никита Сайфутдинов отметил что цены на одежду не зафиксированы и возможно будут снижаться. «Все наши поставки пересчитываются по курсу Центробанка, поэтому все зависит именно от этого фактора», – говорит он.
По словам генерального директора Y-Consulting Дарьи Ядерной, общая ситуация улучшится к осени, с началом нового сезона деловой активности. «Во втором полугодии рынок должен начать восстанавливаться – люди не могут так долго не покупать. Ожидается, что осенняя коллекция будет оплачена по текущим валютным курсам и окажется дешевле весенней», – отмечает эксперт.
По итогам 2015 года российский рынок одежды и обуви сократится на 25–35% в штуках. В денежном выражении его ждет небольшой рост на 3,5–4% примерно до 3,21–3,22 трлн руб., прогнозируют аналитики.
Кто поддержит отечественного производителя
В апреле 2015 года российские бизнесмены обратились в администрацию президента с письмом, в котором попросили власти ввести ряд протекционистских мер для поддержки отечественных производителей. В обращении, подготовленном Российским национальным комитетом Международной торговой палаты – Всемирной организации бизнеса, предприниматели, в частности, требуют изменить таможенно-тарифное регулирование и лицензирование, включая пересмотр членства России во Всемирной торговой организации (ВТО), сообщили «Известия».
Один из инициаторов письма, президент Российского союза предпринимателей текстильной и легкой промышленности Андрей Разбродин отметил, что речь идёт прежде всего о введении в одностороннем порядке пошлин на ряд импортных товаров, чтобы поддержать отечественную отрасль. По его словам, по этому пути идут большинство членов ВТО.
«Основные страны – производители товаров легкой промышленности уже давно так поддерживают своих производителей. На то, чтобы добиться отмены высоких пошлин, у ВТО уходит несколько лет, и этого достаточно, чтобы укрепить позиции местных производителей. Надо, чтобы и мы пошли по этому пути, вместо того, чтобы следовать всем предписаниям, которые, кроме нас, никто не соблюдает», – заявил Андрей Разбродин.
По его мнению, пошлины на некоторые товары следует увеличить в десять раз. Эксперт отмечает, что со следующего года по большинству позиций легкой промышленности, включая кожаные изделия, обувь и трикотаж, пошлины могут быть снижены практически до нуля. «Нередко пошлины составляют 1,5% и даже меньше, – говорит Андрей Разбродин. – В то же время можно посмотреть на пример Китая, где пошлины на те же товары составляют 15%, несмотря на членство в ВТО. Думаю, можно ориентироваться именно на этот опыт».
Южноуральские ритейлеры отнеслись к этому заявлению весьма скептически. По мнению продавцов одежды и обуви, данный сегмент не выживет без импортного товара, поскольку отечественное производство не пользуется высоким спросом у потребителей.
«Что касается поддержки отечественного производителя и предложения введения пошлин на импортные товары, думаю, в России не пришло для этого время. Такие меры могут быть применимы к продуктам питания, к каким-то иным отраслям, но только не к одежде», – говорит Никита Сайфутдинов.
Как отметил профессор НИУ ВШЭ Алексей Портанский, уже в августе 2015 года у России будет право официально пересмотреть условия членства в ВТО, повысив пошлины, но такой шаг необходимо обосновать. «В отдельных отраслях такие меры действительно возможны, но всё надо тщательно проверить и рассчитать. Велик соблазн просто ввести новые пошлины для большинства категорий товаров – некоторые представители бизнеса как раз этого пытаются добиться, не проводя никаких расчетов, и такой непрофессиональный подход может, скорее, создать проблемы», – заявил эксперт.
Фото: Фото Evgeny Atamanenko с сайта Shutterstock.com