Просроченная задолженность – личное дело заемщика, и не надо ему об этом напоминать каждые пять минут. С таким посылом выступил Общероссийский народный фронт, предлагая внести ряд поправок в статью закона «О потребительском кредитовании». Теперь коллекторы не смогут ни с кем обсуждать финансовое положение заемщика и названивать ему чаще четырех раз в день. Такое предложение возникло не случайно: известны случаи, когда телефонные звонки от взыскательней доводили южноуральцев до самоубийства.
Постоянные телефонные звонки – распространенная практика воздействия многих коллекторских агентств. Причем беспокоить могут не только заемщика, но и его родственников. В Челябинской области известны случаи, когда такое общение с взыскателями доводило до печальных последствий. «Беременная женщина лежала на сохранении, и ей постоянно звонили коллекторы. В результате такого давления она потеряла ребенка, – рассказывает зампредседателя региональной организации «Финпотребсоюз» Вячеслав Курилин. – Случалось и такое, что навязчивыми звонками коллекторы доводили людей до самоубийства». Если достучаться по телефону не удается, в ход идут другие формы общения – надписи и объявления на стенах и заборах. Как отмечает правозащитник, особенно это актуально в малых городах, где соседи знают друг друга.
По подсчетам «Объединенного кредитного бюро», расходы граждан на платежи по кредиту в этом году выросли на 2%. Сегодня южноуральцы тратят на обслуживание кредитов 44% своего дохода.
Представители власти всерьез опасаются, что число подобных случаев будет увеличиваться вслед за ростом закредитованности населения. Чтобы уберечь проблемных заемщиков от коллекторского беспередела, Общероссийский народный фронт подготовил поправки в статью 15 закона «О потребительском кредите». Теперь долг гражданина и его урегулирование можно будет обсуждать только с ним. Кроме того, коллектор может звонить не более четырех раз в сутки. В настоящее время закон ограничивает только время контактов с заемщиком: звонить и присылать сообщения ночью запрещено.
«Так называемые «черные коллекторы» используют в своей практике различные методы психологического воздействия на должников в целях погашения кредитной задолженности. Это угрозы изъятия единственного жилья и имущества без судебного решения, угрозы причинения вреда жизни и здоровью, распространение информации о наличии задолженности заемщика его родственникам, работодателю, соседям и иным третьим лицам, оскорбления, запугивание заемщика и его близких, а также иные нарушения, – отмечает эксперт отделения ОНФ в Челябинской области Елена Фасахова. – Из-за отсутствия законодательной регламентации, уже долгие годы существует серьезная проблема использования незаконных методов взыскания кредитной задолженности. Это говорит о необходимости принятия в ближайшее время отдельного ФЗ «О деятельности по взысканию просроченной задолженности» и обязательного лицензирования коллекторской деятельности».
Согласно данным коллекторского агентства «Секвойя кредит консолидейшн», просроченная задолженность наших земляков с начала года увеличилась на 21% и достигла 23,68 млрд рублей.
Сами коллекторы подчеркивают, что цель телефонных звонков – договориться о погашении долга, но никак не досаждать должникам. «Нужно понимать, что каждый звонок стоит денег, и бездумно звонить каждые 30 минут просто невыгодно», – говорит управляющий директор Национальной службы взыскания Антон Дианов. А вот звонки третьим лицам осуществляются только в том случае, если он оставил их контакты при заключении кредитного договора.
Правозащитники возражают: телефонные звонки нужно запретить вовсе. «Если цель коллекторов – донесение информации, то они найдут, как это сделать, – добавил Вячеслав Курилин. – Есть электронная и почтовая форма общения, которыми пользуются все госорганы». В целом же он поддерживает нововведения, предлагаемые ОНФ, как и другие попытки урегулировать коллекторскую деятельность.
Нововведения, предлагаемые ОНФ, будут обсуждаться в ближайшее время в Госдуме. После того, как поправки будут приняты, нарушение будет подпадать как под административное наказание (ст. 14.57 КоАПа), которое предусматривает штраф для должностных лиц до 20 тысяч рублей, для юрлиц – до 100 тысяч рублей, так и уголовное (ст. 183 УК РФ), которое предусматривает наказание до двух лет лишения свободы.
Тем временем коллекторы выступают за принятие отдельного закона, регулирующего их деятельность. По их мнению, это поможет сократить количество жалоб со стороны заемщиков и привести отрасль в соответствие с международными стандартами. «На сегодняшний день ФЗ «О потребительском кредите» фактически является единственным документом, регулирующим взаимоотношения между кредиторами, должниками и коллекторами. Но он не отвечает на ряд важных вопросов. Например, не определяет четкие требования к игрокам рынка, – говорит президент «Секвойя кредит консолидейшн» Елена Докучаева. – Новый закон позволит определить четкие требования к участникам и тем самым обезопасит должников от неправомерных действий по отношению к ним».
Тем временем на челябинском рынке труда растет спрос на специалистов по взысканию долгов. Согласно данным одного из ректутинговых агентств, за I квартал 2015 число вакантных мест увеличилось на 50% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Фото: Фото с сайта Shutterstock.com