Жалобы автомобилистов на страховщиков, продающих ОСАГО с довесами или вовсе отказывающих в страховании, похоже, достигли своего адресата. Центробанк решил бороться с недобросовестными страховщиками радикальными методами, приостанавливая лицензию на продажу автогражанки. Под тяжелую руку регулятора попала компания «Росгосстрах». Эксперты подчеркивают: такое решение, конечно, может припугнуть недобросовестных игроков рынка, но вскоре они найдут лазейки. Сегодня в офисах компании продолжают продавать ОСАГО, но автомобилисты уже готовятся к новым трудностям.
Страховщику вменили нарушение законодательства по ОСАГО – непредставление скидки за безубыточность, необоснованный отказ в заключении договора и навязывание дополнительных услуг. Такие доводы в пользу своего решения привел Центробанк. Как подчеркивается в сообщении регулятора, эти явления носили массовый характер: только за последние два месяца от автомобилистов поступило более 2300 жалоб на действия ООО «Росгосстрах». Теперь страховая не может заключать новые договора ОСАГО и вносить изменения в действующие, если они влекут увеличение обязательств. А вот обязанность производить выплаты по случившимся ДТП никто не отменял. «В случае возникновения проблем с получением страховой выплаты по ОСАГО в ООО «Росгосстрах», а также с приобретением полисов ОСАГО в других страховых организациях, Банк России рекомендует обращаться с жалобой в Службу Банка России по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров. Обращение может быть направлено в электронном виде через интернет-приемную», – подчеркивается в сообщении Банка России.
Южноуральские водители жалуются на ОСАГО уже давно. По статистике УФАС, по итогам прошлого года в ведомство поступило 237 обращений по ОСАГО, из них 108 – по «Росгосстраху». «Росгосстрах» отрицает наличие каких-либо неисполненных предписаний регулятора, подчеркивая, что все претензии устранялись в рабочем режиме. В компании подчеркивают, что с начала года было заключено более 5,5 млн договоров и при таком количестве клиентов неизбежны недоразумения на местах и, как следствие, жалобы в вышестоящие инстанции: «Число предписаний, опубликованных пресс-службой ЦБ, полученных «Росгосстрахом» с начала года, составляет 385. Это тысячные доли процентов от заключенных за это время компанией договоров по всей стране». Страховщики подчеркивают, что пока не имеют никаких официальных документов по этому вопросу, а решение вступает в силу только после опубликования в «Вестнике Банка России», поэтому работа продолжается, и все желающие могут купить полис ОСАГО. Как стало известно позже, гендиректор компании Дмитрий Макаров заявил о намерении обжаловать решение Центробанка.
В этом году жалоб уже 20 жалоб, 14 из них касаются этой страховой. «Россгосстрах» занимает 15,7% южноуральского рынка автострахования. Сейчас, с приостановлением лицензии, большой поток клиентов хлынет в другие страховые компании, уверены эксперты. «Сейчас главная задача, которая стоит перед рынком, – обеспечить продажу полисов автомобилистам, которые планировали застраховать автогражданскую ответственность в «Росгосстрахе», в максимально комфортном для них режиме: не допустить очередей, если нужно оказать консультационную поддержку. Для решения этой задачи мы выделим дополнительные ресурсы», – добавил руководитель управления методологии обязательных видов «АльфаСтрахование» Денис Макаров.
В целом же страховщики неохотно говорят на тему отзыва лицензий у Росгосстраха. В неофициальной беседе некоторые их них заявили о том, что это не тот случай, когда уход одного из конкурентов – благо. Во-первых, каждая компания получает ограниченное количество бланков ОСАГО, а запрос дополнительных банков повлечет дополнительные затраты. Во-вторых, не стоит забывать, что автогражданка по-прежнему остается убыточной.
«Теперь важно, чтобы остальные компании работали хорошо. Но с учетом доли, занимаемой «Росгосстрахом», это большой удар по рынку. Если проблема не будет урегулирована, то будет процветать бизнес по продаже липовых полисов», – отмечает председатель челябинского регионального совета ВПП «Автомобильная Россия» Алексей Бруй.
В Российском союзе автостраховщиков выразили надежду, что ситуация с «Росгосстрахом» будет урегулирована в ближайшее время. «Компания занимает существенную долю рынка ОСАГО, и в этой связи главное, чтобы из-за возникшего кризиса не пострадали миллионы автовладельцев. Со своей стороны мы приложим все усилия к тому, чтобы не только разрешить возникшие проблемы, но и в целом привести состояние рынка в соответствие с требованиями ЦБ РФ, способствовать повышению качества услуг автострахования, предоставляемых компаниями», – говорится в официальном сообщении РСА.
Эксперты страхового рынка опасаются делать прогнозы по следующему кандидату на отзыв лицензии по ОСАГО, но у многих крупных компаний есть все шансы разделить участь «Росгосстраха». Впрочем, такое беспрецедентное решение, возможно, приструнит других страховщиков. «Неделю назад в ЦБ было крупное совещание, где они жестко сказали, что начинают проверки, а тех, кто по-прежнему продает ОСАГО с нагрузками, будут жестко наказывать. Я думаю, несколько компаний также попадут под санкции. Однако у страховых компаний много способов ограничить продажи: замедлить обслуживание, внеся поправки в программное обеспечение, или обязать проходить предстраховой осмотр», – говорит директор Агентства страховых услуг Ярослав Королев.
В целом же, аналитики полагают, что регулятор нацелен на конструктивный диалог со страховщиками. «ЦБ ведет планомерную работу по повышению качества работы страховых компаний, защите прав потребителей, развитию и повышению надежности страхового рынка. При этом используются самые разные предусмотренные законом способы взаимодействия с участниками рынка, – подчеркивает директор по страховым рейтингам RAEX («Эксперт РА») Алексей Янин. – Ключевым является достижение главных задач: удовлетворенность страхователей и надежность рынка, а не какие-то отдельные меры ради самих мер».
Фото: Фото Andrey_Popov с сайта Shutterstock.com