На летний период 122 предприятия Челябинской области перешли на неполный рабочий день по инициативе работодателя. Таким образом руководство планирует сэкономить часть средств на оплату труда рабочих. Что стало причиной вынужденного «отдыха» заводчан, кто входит в топ-5 предприятий, перешедших на сокращенную рабочую неделю, почему сотрудники «ЧТЗ-Уралтрак» обвиняют руководство в развале предприятия и когда ждать положительных изменений, читайте в материале Chel.ru.
Кому добавили отдыха
На сегодняшний день 122 предприятия Челябинской области работают по сокращенному рабочему дню в связи с падением объемов производства. Как сообщила пресс-секретарь Главного управления по труду и занятости населения Челябинской области Эвелина Бологова, по сокращённому графику сейчас трудятся 20 823 человека. Среди предприятий, перешедших на неполную рабочую неделю, крупнейшие заводы области – ООО «ЧТЗ-Уралтрак» и АО «Миасский машиностроительный завод».
«На АО «ММЗ» введена «скользящая» неполная рабочая неделя, в соответствии с которой ряд сотрудников предприятия выбирают для себя один дополнительный день отдыха в течение недели, оплачиваемый заводом в соответствии с ТК РФ. В итоге в целом график работы предприятия сохранен в полном объеме. На «скользящий» график переведены в июне 950 человек – это, в первую очередь, инженерно-технические работники и обслуживающий персонал», – сообщила Chel.ru начальник группы по связям с общественностью АО «ММЗ» Ольга Марина.
По ее словам, дежурные подразделения и цеха с полной загрузкой, главным образом задействованные в выполнении гособоронзаказа, работают в прежнем режиме. Часть сотрудников в связи с производственной необходимостью трудится в две и три смены. Эта мера позволит Миасскому машиностроительному заводу избежать сокращений и сохранить высококвалифицированные кадры оборонного завода, уверены на предприятии.
По словам директора компании «ПрофКапиталСервис» Сергея Колобова, эта тенденция продолжается с 2014 года и является отражением общей экономической ситуации.
«Ряд предприятий проводят сокращения, другие переходят на неполную рабочую неделю, это отражает общую ситуацию в экономике, и не более того, – говорит эксперт. – Работников переводят на сокращенную рабочую неделю только для того, чтобы избежать увольнения. Сами сотрудники вынуждены терпеть эти меры, поскольку у нас сегодня нет избытка рабочих мест».
По пути оптимизации издержек, вызванных кризисным снижением производственной нагрузки, в этом году пошли ещё несколько челябинских предприятий. Так, Копейский машиностроительный завод еще в марте подал заявку о переводе 650 человек на неполный рабочий день. Также сократили рабочую неделю ОАО «Уральская кузница» – в Чебаркуле и челябинском филиале. На «Усть-Катавском вагоностроительном заводе» 3222 человека перевели на четырёхдневку с начала мая и до 31 октября 2015 года.
«Завод «Уралкуз» в установленном законом порядке перевел сотрудников на режим неполного рабочего времени в связи с сокращением объема заказов. Конкретные графики работы по каждому сотруднику утверждаются ежемесячно в зависимости от загрузки производства. Данная мера позволит сохранить квалифицированный коллектив завода и обеспечить социальную стабильность. Сокращений персонала не планируется», – прокомментировала руководитель пресс-службы ОАО «Уральская кузница» Оксана Агапова.
По официальной информации Главного управления по труду и занятости населения Челябинской области массовые увольнения в этом году ожидаются на 237 предприятиях, число уволенных составит 7865 человек. В частности, ООО «ЧТЗ-Уралтрак» до сентября текущего года планирует сократить персонал на 4991 человек.
Топ-5 предприятий, где введена неполная рабочая неделя
(с мая по сентябрь 2015 года)
- ООО «ЧТЗ – Уралтрак» (Челябинск), 4080 человек;
- Усть-Катавский вагоностроительный завод им. С. М. Кирова, 3222;
- ОАО «Уральская кузница» (Чебаркуль), 2559;
- ОАО «Уральская кузница» (филиал в Челябинске), 1424;
- ОАО «Миасский машиностроительный завод», 1302.
Работники ЧТЗ выходят на пикет
Ситуация на ООО «ЧТЗ-Уралтрак» тем временем достигла предела. Как сообщил сайту Chel.ru председатель профсоюзного комитета ООО «ЧТЗ-Уралтрак» Олег Косых, завод в буквальном смысле погибает, однако никакой реакции со стороны руководства и администрации не наблюдается. В текущем месяце работа «ЧТЗ-Уралтрак» остановлена в связи с нехваткой материала, электроэнергии и газа.
«У нас работа идет всего два дня в неделю, завод остановлен, и литейное, и моторное производства вынуждены работать вполсилы, – говорит Олег Косых. – Объемы уменьшились в два раза в связи с нехваткой материала и электроэнергии и газа. По газу мы отключены, по электроэнергии у нас ограничение 18 МВт при прежних 70. По воде тоже штрафные санкции, Пенсионный фонд закрывает счета, и вообще все счета заблокированы. У руководства завода никакой реакции нет, мы полностью предоставлены сами себе, и такой командой мы не выживем. ЧТЗ умирает по вине неумелых хозяев».
Однако, по словам начальника управления внешних связей ООО «ЧТЗ-Уралтрак» Евгения Китаева, паника на заводе преувеличена. «График сотрудников предприятия сегодня плавающий, зависит от текущей ситуации на производстве, – заверил Китаев. – Ряд производства работает полную неделю, в частности, моторное производство. Заказов там немало, они обеспечены финансово, поэтому производство не останавливается. Ряд производств, конечно, работают неполную рабочую неделю, но в зависимости от производственной необходимости. Подразделениям дано право утверждать свои графики по согласованию с соответствующими заводскими службами, поэтому точно сказать, сколько человек загружены неполную рабочую неделю, сложно».
Евгений Китаев также сообщил, что проблема с частичной загруженностью некоторых производств, в частности, литейного, находится на стадии переговоров. «Известно, что подача газа на предприятие ограничена, поэтому те производства, которые завязаны на потреблении газа, испытывают некоторые сложности, – говорит он. – Однако сегодня составлен график погашения задолженности, ведутся переговоры, и мы надеемся, что улучшения будут уже в скором времени».
Работники ЧТЗ, однако, словам руководства уже не верят. По словам председателя профкома завода Олега Косых, 8100 работников ЧТЗ до сих пор не получили в полном объеме заработную плату за март, апрель и май 2015 года. Общая задолженность по зарплате превышает 300 миллионов рублей.
По мнению челябинских тракторостроителей, нынешнее руководство ЧТЗ и ОАО НПК «Уралвагонзавод» не способно решить проблемы градообразующего предприятия Челябинска, только его смена позволит изменить ситуацию. Не перечисляются даже профсоюзные взносы за пять месяцев, утверждает Олег Косых. Задержки зарплаты, нарушения пунктов коллективного договора, невыполнение соцгарантий – все это вызывает напряженную обстановку в коллективе. Достигнутая ранее главой региона и руководством «Уралвагонзавода» договоренность о предоставлении ЧТЗ финансовой помощи в 500 миллионов рублей так и не была выполнена.
В итоге сегодня, 9 июня, около ста работников ЧТЗ вышли на санкционированный пикет, в руках они держали черные шарики и плакаты: «За развал ЧТЗ – ответите!», «ЧТЗ достигает точки невозврата!», «ЧТЗ умирает по вине неумелых хозяев!», «России нужны машины, а мы России?». По словам профсоюзного лидера предприятия Олега Косых, цель акции – в очередной раз проинформировать губернатора Челябинской области Бориса Дубровского и генерального директора ОАО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» Олега Сиенко о продолжающейся критической ситуации и о невыполнении договоренности по выделению 500 млн рублей в качестве финансовой помощи предприятию.
Кстати, это уже не первый пикет работников Челябинского тракторного завода. В ноябре 2014 года подобная акция была направлена на привлечение внимания властей к проблемам предприятия и просьбу о заемных средствах.
Требования работников ЧТЗ – в материале телеканала 74.ru.
Фото: Фото Татьяны Тихоновой, пресс-службы ММЗ, видео Павла Васильева, монтаж Дмитрия Сиваш