Минсельхоз РФ предложил запретить ввоз кондитерских изделий из ЕС в ответ на продление антироссийских санкций. По прогнозам министерства, отечественные производители смогут заменить большую часть импортных сладостей максимум к 2020 году. Также ведомство предлагает ограничить импорт цветов. Как относятся к этим инициативам южноуральские производители и ритейлеры, приведет ли это к росту цен и испытают ли потребители дефицит «сладкой жизни» – в материале Chel.ru.
Поднимет ли эмбарго российскую экономику?
Совет ЕС 22 июня на уровне глав МИД продлил срок действия экономических санкций в отношении России на шесть месяцев – до 31 января 2016 года. В ответ правительство РФ подготовило и представила в администрацию президента документ о продлении продуктового эмбарго. А 24 июня глава Минсельхоза РФ Александр Ткачев в эфире телеканала «Россия 24» заявил, что ведомство предлагает запретить ввоз кондитерских изделий в РФ, сообщает ТАСС. Министр отметил, что инициатором запрета в рамках контрсанкций стал Россельхознадзор. Хотя, по его словам, отечественные производители смогут заменить большую часть импортного шоколада максимум к 2020 году.
Напомним, что 7 августа 2014 года России ввела пакет ответных мер на санкции США, Австралии, Канады, Евросоюза и Норвегии. Под ограничение не попали некоторые виды готовой продукции из мяса и рыбы. 20 августа правительство РФ исключило из списка продуктов, на которые распространяются ответные продовольственные санкции России, семенной материал, смолт, БАДы, витаминно-минеральные комплексы, вкусоароматические добавки, концентраты белков и их смесей, пищевые волокна, пищевые добавки и безлактозную молочную продукцию.
Сегодня российские сельхозпроизводители просят вновь расширить список продуктов, попавших под продовольственное эмбарго, так как это имеет смысл для поддержки отечественных производителей. Запрет на ввоз шоколада может стать лишь одной из таких мер. Минсельхоз предлагает рассмотреть возможность ограничения импорта цветов в Россию, а Росрыболовство – добавить в антисанкционный список рыбные консервы.
Как сообщил сайту Chel.ru коммерческий директор сети «Проспект» Андрей Грибанов, западных рыбных консервов на местном рынке сегодня практически нет. «Рынок больше пострадает от отсутствия цветов, – говорит он. – Основная их часть выращивается из европейских семян, даже если само производство находится в России».
Директор сети цветочных салонов «Фан-фан-тюльпан» Екатерина Солдатенкова отметила, что 100 процентов ассортимента составляет импорт. «Весь ассортимент завозится из Голландии, Эквадора, Кении, – говорит она. – Есть у нас одна теплица, где выращиваются розочки, но для них также покупаются голландские семена. Российский цветочный рынок просто огромен, и наши производители никак не справятся с этим объемом. К тому же отечественные цветы существенно уступают по качеству».
Однако Александр Ткачев считает, что Россия смогла найти внутренние резервы и обнаружить свой потенциал в аграрном секторе благодаря западным санкциям. «Если наши западные партнеры считают, что санкции отбросят нас на много лет назад, то они глубоко ошибаются, – говорит глава Минсельхоза РФ. – Мы видим, как санкции позитивно действуют и поддерживают нашу экономику, прежде всего, аграрную».
Дорого ли обойдется сладкая жизнь?
Прогнозы производителей шоколада тоже не особо оптимистичны. Еще весной российские кондитеры заявляли о возможной приостановке его выпуска из-за падения рубля и ограничений импорта сырья, поскольку производство более чем на 50 процентов зависит от импортных ингредиентов.
Из-за неурожая прошлым летом цены на один из наиболее часто используемых ингредиентов – фундук – выросли на 79 процентов, из-за девальвации рубля стоимость какао-продуктов за год выросла более чем на 50 процентов, отмечает Центр исследований кондитерского рынка. По данным Росстата, производство шоколада в России только в марте сократилось на 21,3 процента – до 7,5 тысячи тонн.
Производители печенья, тортов и пирожных настроены более оптимистично. Как сообщил сайту Chel.ru начальник отдела маркетинга ТМ «Бисквитная фабрика Fantel» Василий Зубковский, большинство тортов и пирожных сегодня местного производства, а потому каких-то колоссальных изменений в ассортиментной или ценовой политике ждать не стоит.
«Сомневаюсь, что в сегменте, на который мы ориентированы, возникнут какие-то сложности, – говорит Василий Зубковский. – Как правило, торты и пирожные сегодня производятся локально. Мы присутствуем на рынках других регионов и занимаем там довольно хорошие позиции, продуктов зарубежных конкурентов на полках очень мало. Скорее всего, конечный потребитель не испытает каких-либо сложностей, поскольку российский рынок кондитерских изделий развит довольно хорошо, а импортные продукты, как правило, ориентированы на сегмент «премиум». Поэтому в случае реализации предложения о запрете ввоза в Россию кондитерских изделий только состоятельные покупатели не смогут найти полюбившиеся бренды на полках магазинов, представители данного сегмента часто путешествуют и для личного пользования могут самостоятельно привозить любимые сладости».
Об изменении цен, по словам Василия Зубковского, говорить пока рано. «Все будет зависеть от списка продуктов запрещенного к ввозу, но в любом случае, это не произойдет резко, – комментирует он. – Также рискну предположить, что отечественные производители могут начать работу в высвободившейся нише, то есть производить продукт по цене и дизайну, повторяющим импортный аналог. Возможно, что и зарубежные производители пойдут по пути размещения производства на территории РФ или они могут освоить свою рецептуру и технологию производства на российском предприятии. Сейчас выделить перечень продуктов, которые производятся за пределами РФ, очень сложно, практически все кондитерские изделия производятся в России, за исключением нескольких брендов. Поэтому ажиотажа точно не будет, особых предпосылок для роста цен мы не видим».
По словам Андрея Грибанова, качество рынка кондитерских изделий сильно пострадает. «Импортные кондитерские изделия у нас составляют процентов пять, не больше, – говорит он. – Но это эксклюзивный качественный продукт, изготавливаемый по особым технологиям, и мне бы не хотелось, чтобы он пропадал. Нужно понимать, что данная мера политическая, а не экономическая. Тот рынок, который сложился у нас на Южном Урале, он совершенно другой, чем, к примеру, в Калининграде и европейских областях. Логистика стоит денег, и нас это в меньшей мере касается, чем тех регионов. Никакого существенного провала на рынке не будет, но вопрос в другом. Если мы называем весь продукт одним словом «конфета», то продажи не изменятся. Но это совершенно другое качество, другие составляющие. Посмотреть, например, замещение моцареллы. То, что появилось сейчас, это не моцарелла, просто название одинаковое. Потому что существует определенная культура производства, которая сложилась в разных странах, и определенные технологии».
Фото: Фото Wallenrock с сайта Shutterstock.com