Субсидирование процентных ставок по кредитам для бизнеса, льготное предоставление кредитов из фонда развития промышленности, упрощенный порядок годовой отчетности – все эти вопросы будут вынесены на рассмотрение Законодательного собрания области до 15 июля. Также депутаты обсудят частичное освобождение от налогообложения основных фондов имущества, созданного в результате реализации приоритетных инвестпроектов в течение трех-пяти лет. Об этом шла речь на заседании правления Союза промышленников и предпринимателей, так называемого клуба олигархов, в минувшую пятницу. Какие проблемы бизнеса помогут решить эти законодательные новации – в материале на Chel.ru.
На заседании регионального Союза промышленников и предпринимателей, прошедшем 26 июня, первый заместитель губернатора Челябинской области Сергей Комяков выразил неудовлетворенность тем, что в регионе долгое время не могут приступить к реализации некоторых мер поддержки для бизнеса. И это на фоне того, что области нужно еще многое сделать для создания благоприятного инвестиционного климата.
Одна из проблем, волнующих представителей промышленности, – предоставление налоговых льгот предприятиям, инвестирующим в создание новых производств и модернизацию существующих.
«Вопрос не новый, но он является актуальным, особенно в сложившихся экономических условиях, – указал генеральный директор ОАО «Челябинский цинковый завод» Павел Избрехт. – Он рассматривался и в минэкономразвития, и в Заксобрании области, и на заседании антикризисного штаба под председательством губернатора на минувшей неделе. При этом есть ряд моментов, которые, на мой взгляд, могут сделать действие механизма более эффективным».
Адресные инвестиции, по словам Избрехта, есть во многих регионах России. Согласно закону Челябинской области, предусмотрено снижение налоговых ставок, перечисляемых в региональный бюджет, для предприятий, реализующих на территории региона инвестиционные проекты, включенные в перечень приоритетных.
Речь идет о двух налогах. Согласно одному из региональных законов «О снижении ставки налога на прибыль организаций и отдельных категорий налогоплательщиков», прибыль с части, отчисляемой в областной бюджет, снижается на показатель снижения ставки налога на прибыль для организаций, реализующих соответствующие инвестпроекты с 1 января 2011 года, если стоимость проекта превышает 300 млн рублей, указал Павел Избрехт. В региональный бюджет отчисляется 17 процентов налога на прибыль, при этом Налоговый кодекс допускает снижение этой ставки до 13,5 процента. Второй налог – это налог на имущество, ставка которого в регионе снижается на показатель снижения ставки налогового имущества для организаций, также реализующих с 1 января 2011 года инвестпроекты, включенные в перечень приоритетных инвестпроектов, если суммарный объем составляет не менее 300 млн рублей.
«На практике есть несколько моментов, которые затрудняют применение данных законов, – считает гендиректор ЧЦЗ. – Мы считаем, что при внесении изменений в законодательство этот механизм мог бы работать более эффективно».
В частности, по словам Избрехта, на сегодняшний день отсутствует методологическое обоснование порядка ведения раздельного бухучета по дополнительно вводимому в эксплуатацию оборудованию в результате инвестирования в производство для расчета прибыли инвестпроекта. Ведь если говорить о модернизации существующих производств, достаточно проблематичным представляется сначала просчитать дополнительную прибыль от введения в эксплуатацию оборудования в результате модернизации, отразить ее в инвестпроекте. А затем еще возникает проблема – как оценить и обосновать эту дополнительную прибыль после реализации проекта.
«Но даже если инвестпроект будет успешно реализован, предприятие может столкнуться с невозможностью достижения в сроки, установленные проектом, увеличения поступления налогов и роста количества рабочих мест, – указывает Избрехт. – Ведь зачастую в результате повышения технического уровня производства не происходит создания новых рабочих мест, а при повышении производительности труда может наступить даже снижение потребности в работниках».
Генерального директора Челябинского цинкового завода поддержали другие руководители предприятий.
«Мы участвовали в этом проекте и не получили субсидию только потому, что есть критерий повышения роста численности сотрудников, – рассказал генеральный директор ГК «Уралкран» Сергей Кравчук. – У нас в регионе диссонанс с этим законом получается: мы хотим поднять производительность труда или нарастить численность сотрудников? Нужно поправить критерии предоставления этой субсидии. И еще: нужно шире рассмотреть этот вопрос: все, что сгенерировано, создано в Челябинской области и применяется здесь же, может не облагаться налогом на имущество. К примеру, если комбайн сделан в нашем регионе, и он работает и поставлен на учет основных средств здесь же, считаю, что с него не нужно платить налог на имущество».
Исходя из всего этого и учитывая опыт других регионов, Павел Избрехт считает целесообразным совместно с минэкономразвития провести работу по внесению изменений в порядок предоставления региональных налоговых льгот.
«Я изучил опыт налогообложения инвестиционной деятельности в Италии и Германии, – рассказал вице-спикер Заксобрания области Семен Мительман. – Там после реализации инвестпроекта предприятие начинает отчислять налоги, только когда выходит на ноль. То есть сначала оно свои затраты возмещает и только после этого начинает платить налоги. У нас, к сожалению, структура федерального и налогового законодательства выстроена по-другому...» Мительман также указал, что вопрос освобождения от налога на имущество будет в числе прочих рассмотрен в октябре на заседании ЗСО.
И тут Сергей Комяков не сдержался: «Ну сколько можно уже рассматривать? Рассмотрите это в августе! Мы уже два года «жуем» эту тему, чтобы снова услышать, что депутаты рассмотрят? Абсолютно очевидно: имущество, созданное в результате реализации инвестпроектов, да еще и приоритетных, легко посчитать! За столами сидят промышленники, которые три года точно ждут этих поправок».
В ответ на это председатель Заксобрания Владимир Мякуш пообещал провести работу в начале августа (а не в конце, когда обычно проводятся заседания Заксобрания), если предложения будут оформлены документально и поступят к ним до 15 июля. «Успеем», – тут же заверила министр экономического развития Челябинской области Татьяна Кузнецова.
«Это возможно, если минфин при этом нам не будет писать о выпадающих доходах, так как речь идет о новом имуществе», – поддержал Мительман.
В итоге было решено: в течение двух рабочих дней после заседания правления направить в минэкономразвития предложение от СПП рассмотреть порядок упрощения принятия годового отчета предприятия, внести до 1 августа в ЗСО предложение о льготе по налогу на имущество и в целом в закон «О налоге на имущество предприятий и организаций». Также планируется рассмотреть на совещании совместно с ЗСО и налоговой службой возможность администрирования этой льготы, чтобы внести четкие поправки в закон. Помимо этого, нужно пересмотреть список приоритетных видов деятельности и уменьшение налогооблагаемой базы налога на прибыль по приоритетным инвестпроектам, резюмировал Семен Мительман.
Фото: Фото с сайта Shutterstock.com и Евгения Емельдинова