«Ашан» и «МЕТРО» чистят полки

Рынок чистящих средств на этой неделе получил серьезную встряску. Роспотребнадзор распорядился изъять из торговли некоторые изделия импортной бытовой химии. Стиральные порошки и моющие средства уже начали убирать с полок челябинских магазинов. С чем связана новая зачистка, как на это реагируют ритейлеры и к каким последствиям может привести очередная война с импортом – подробности в материале Chel.ru.

Госзачистка на чистом рынке

Роспотребнадзор требует убрать из магазинов популярные стиральные порошки и моющие средства по причине их небезопасности. 25 августа на официальном сайте ведомства появилось следующее сообщение: «При исследовании стиральных порошков и моющих средств ряда производителей, в том числе ООО «Хенкель Рус», ОАО «Невская косметика», ЗАО «ЕСП-Контракт ГмБХ», «Проктер энд Гэмбл», Werner & Mertz GmbH, Colgate-Palmolive, The Clorox Company установлено несоответствие по токсикологическим показателям безопасности. С реализации снимаются партии продукции, не соответствующие установленным требованиям».

Исследования бытовой химии и моющих средств других производителей продолжаются, уточнили в Роспотребнадзоре.

Очистка полок в крупных сетях началась практически сразу же после выхода этого распоряжения. По признанию некоторых ритейлеров предупредительное письмо они получили накануне вечером, для других же это решение стало сюрпризом.

«Х5 пока не получала писем с требованиями об изъятии из продажи конкретных партий товаров бытовой химии, соответственно, в данный момент никаких действий с этими товарами не производит, – сообщил корреспонденту Chel.ru старший менеджер по связям с общественностью X5 Retail Group Денис Кузнецов. – Вся представленная в наших торговых сетях бытовая химия снабжена необходимыми документами, подтверждающими качество и безопасность продукции».

В магазинах местной сети «Проспект» пока также все спокойно. «Мы не получили никаких дополнительных разъяснений от Роспотребнадзора по изъятию конкретных товаров, – сказал коммерческий директор сети «Проспект» Андрей Грибанов. – Товар изымается не по названию, а по конкретному четырехзначному коду. Наше обращение в Роспотребнадзор за более предметной информацией о кодах изымаемых товаров пока остается без ответа, поэтому магазины работают с прежним ассортиментом на полках».

Также пока не однозначны и действия сетей.

Директор по внешним коммуникациям «Ашан Россия» Мария Курносова сообщила Chel.ru, что компанией «Ашан» получено письмо от Роспотребнадзора, в котором предписывалось снять с реализации товар, не соответствующий токсикологическим показателям безопасности. «Указанные товары (13 наименований) были изъяты из оборота торговой сети «Ашан» на всей территории России», – уточнила Мария Курносова.

Особой паники компания не испытывает, так как, по словам ее представителя, доля данных средств в объеме продаж сегмента незначительна.

«Указанная продукция, а речь идет о нескольких артикулах чистящих и моющих средств, снята с реализации с полок торговых центров «МЕТРО Кэш энд Керри», в том числе в Челябинске, и находится на ответственном хранении до принятия соответствующего решения – возврат, утилизация, то есть предусмотренные законодательством процедуры», – сообщила Chel.ru руководитель по корпоративным и внешним коммуникациям «МЕТРО Кэш энд Керри Россия» Оксана Токарева.

Она так же, как ее коллега из «Ашана», считает, что особых последствий в виде дефицита и роста цен не последует. «Доля указанных в распоряжении Роспотребнадзора наименований продукции не является существенной. Мы не ожидаем роста цен в связи с распоряжением ведомства», – подчеркивает Оксана Токарева.

Euromonitor International оценивает объем рынка чистящих средств в России в 2014 году в 103,7 млрд руб. в розничных ценах. Первое место с долей в 37,1% в денежном выражении занимает Procter & Gamble, на втором – Henkel с долей 20,9%.

Если челябинские филиалы федеральных и международных сетей начали прореживать свои полки лишь вчера, 25 августа, то московские ритейлеры, по их признаниям, занимаются этим с 28 июля – именно тогда до них дошло распоряжение главы Роспотребнадзора. Претензии ведомства возникли к продукции Henkel: в перечень попали кондиционер для белья «Вернель Весенняя свежесть», стиральный порошок «Персил Эксперт Сенсетив» и моющее средство «Пемос детский» (вся перечисленная продукция выпускается на российских предприятиях в Перми и Энгельсе). Также в перечне оказались средство для мытья посуды Fairy Platinum (поставляется Procter & Gamble из Чехии), жидкое мыло «Palmolive Натурэль Интенсивное увлажнение Олива и Увлажняющее молочко» (Colgate-Palmolive, Турция), немецкое средство для чистки и ухода за полом Emsal (Werner & Mertz GmbH), «UniCUM средство для мытья полов универсальное СПА», «Luxus Professional чистый пол паркет» (ЗАО «ЕСП-Контракт ГмБХ», Московская область), универсальное антибактериальное чистящее средство для всех типов поверхности «Формула 409» (The Clorox Company, США) и другие.

Иностранные компании на российском рынке стиральных порошков и чистящих средств занимают примерно 75%, предполагает аналитик IFC Markets Дмитрий Лукашов.

Политики и химики в одном флаконе?

Еще раньше, 15 июня, претензии Роспотребнадзора вызвала продукция петербургской «Невской косметики», которая владеет предприятием «Винницабытхим» на Украине. Ведомство запретило тогда поставки моющих средств «Лотос» и «Ушастый нянь».

В начале апреля Chel.ru сообщал о приостановке Роспотребнадзором ввоза в Россию 15 видов гигиенических и чистящих средств украинского производства компании SC Jonson из-за несоответствия гигиеническим требованиям по раздражающему действию. Тогда под запретом оказались средства для мытья стекол «MR.Muscle Профессионал для стекол с нашатырным спиртом», средства для мытья и чистки кухонных поверхностей «MR.Muscle эксперт для кухни, энергия цитруса», чистящих средств для унитазов «Туалетный утенок суперсила. Видимый эффект» и «Туалетный утенок 5 в 1 Морской». Кроме этого, ведомство заявило о проверке еще 15 видов потребительской продукции (духи, пеленки и подгузники, дезодоранты, мыло, моющие средства, напольные покрытия и обои, мебель, постельные принадлежности, женские гигиенические средства), поставляемой из Украины.

Если дальше листать календарь вплоть до августа 2013 года, то с настойчивой последовательностью мы увидим регулярные запреты различных видов украинской продукции: молочка, кондитерка, соки, консервы, алкоголь, изделия древесно-стружечных производств и так далее.

К чести транснациональных корпораций (ТНК), владеющих запрещенными в России брендами, они буквально за два-три месяца наладили выпуск этой продукции на производственных площадках внутри России. Ни один потребитель наверняка не заметил, к примеру, никаких сбоев в поставках шоколада «Альпен Голд», картофельных чипсов и других изделий компании «Крафт». Хотя этот мировой лидер продуктового рынка размещал свои производства в основном на Украине. А производство шоколада с фундуком раньше считалось вообще нереальным делом для России, однако сейчас такой шоколад производится именно у нас в стране.

Получится ли подобный производственный блицкриг у ТНК, выпускающих бытовую химию, – большой вопрос. Ведь организация химического производства – более сложный процесс.

Так, например, компания «Хенкель» в свое время организовала свое производство на площадке химического завода «Пемос» в Перми неслучайно. Безопасное расположение предприятия, налаженные каналы поставок сырья из города Березники – так называемой «республики химии» на территории Пермского края, достаточное количество водных, энергетических ресурсов, наличие квалифицированных кадров, – таковы были параметры выбора этого завода для модернизации и размещения нового оборудования, современных технологий компании. Сегодня здесь работает несколько сотен человек, в Березниках задействовано еще больше сотрудников сырьевых производств. Кроме того, неясно, как при остановке производства безопасно утилизировать, консервировать или перемещать складские запасы и готовых изделий, и особенно сырья.

Смешивая такие опасные ингредиенты, как политика и экономика, котлеты и мухи в одном флаконе, как бы в итоге не получить химическую реакцию с непредсказуемым результатом.

Фото: Фото с сайта Shutterstock.com

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter