Банкам официально разрешили «сливать» клиентов коллекторам. Правда сделать это можно только после судебного заседания. Между тем банки нередко злоупотребляют своими полномочиями и пытаются всеми правдами и неправдами выбить долги. Обеспокоенные общественники, проанализировав жалобы заемщиков, обратились к ЦБ с просьбой проверить банк «Русский стандарт».
Споры о том, имеют ли банки право передавать коллекторам информацию о должниках, как, впрочем, и сами долги, ведутся давно. Один из столичных заемщиков решил дойти до конца. Как пишут «Известия», после того, как банк по договору цессии уступил ипотечный долг третьему лицу – ОАО «Альянс Ипотека», должник пошел в суд. Ссылаясь на 51-й пункт постановления №17 Верховного суда, в котором суд указывал, что «законом о защите прав потребителей не предусмотрено право банка передавать право требования по кредитному договору с потребителем лицам, не имеющим лицензии на право осуществления банковской деятельности, если иное не установлено законом или договором». Суды двух инстанций встали на его сторону, подчеркнув, что из кредитного договора не следует, что банк имеет право передать полностью или частично право требования.
А вот у Верховного суда оказалось иное мнение: он сослался на статью 308 Гражданского кодекса и закон об исполнительном производстве – ведь кредитору был выдан исполнительный лист – а значит и запрета на переуступку долга нет. Таким образом кредитные долги могут быть переданы третьему лицу, не имеющему лицензии на право осуществления банковских операций.
Будут ли коллекторы терроризировать заемщиков еще больше? Эксперты считают, что ситуация не изменится, просто потому что хуже некуда. «Больше всего злоупотреблений происходит не тогда, когда долг выкуплен коллекторами по договору цессии (переуступка права долга, когда вырученные средства коллектор забирает себе. – Прим. авт.), а когда «охотники за долгами» работают от имени банка. «В этом случае они не церемонятся ни с кем. Причем, когда мы совместно с МВД пытаемся их найти, в банке говорят, что не давали никому контакты заемщика», – отмечает председатель ЧРОО по защите прав заемщиков «Союз» Евгений Кадников.
По закону продать долг можно только коллекторским агентствам, которые имеют лицензию. По идее взыскатели должны дорожить своей лицензией, но на деле ситуации оказываются вопиющими. «У нас был случай, когда неизвестные увезли ребенка заемщика в багажнике за Копейск. Этих ребят удалось найти, но в коллекторском агентстве сообщили, что они уже два дня как уволены», – рассказал Евгений Кандиков.
По словам правозащитников, жесткими методами выбивания долгов грешат практически все банки, работающие с потребительскими кредитами. Недавно эксперты проекта ОНФ «За права заемщиков» проанализировали жалобы, которые клиенты оставляют в Интернете, а также обращения, поступающие в адрес проекта. Выводы оказались печальными. Звание лидера по числу претензий к работе коллекторской службы получил банк «Русский стандарт». Жалобы в основном касаются работы с должниками: им приходят сообщения с угрозами жизни и здоровью и необоснованные уведомления о просроченной задолженности.
В связи с этим «фронтовики» подготовили запрос в Центробанк с просьбой проверить эту кредитную организацию на предмет нарушения прав потребителей. «Мы не можем игнорировать многочисленные жалобы, поступающие от клиентов данного банка, – сообщил руководитель проекта ОНФ «За права заемщиков», зампред комитета Госдумы по экономической политике Виктор Климов. – Даже в том случае, если люди нарушают договор и не платят по кредиту, никто не имеет права унижать их и угрожать личной безопасности, это абсолютно недопустимо».
На момент публикации материала банк «Русский стандарт» не предоставил комментарий по данной ситуации.
Фото: Фото с сайта Shutterstock.com