В программу приватизации госимущества добавлены 17 объектов недвижимости, находящихся в государственной собственности Челябинской области, также принято решение об акционировании ОГУП «Челябинскавтодор». Кому может быть интересна в дальнейшем индустриальная площадка дорожного производства, как правильно оценить предприятие и из чего складывается его экономическая привлекательность – подробности в материале Chel.ru.
Область рассчитывает на миллионы
На заседании правительства Челябинской области министр имущества и природных ресурсов региона Алексей Бобраков сообщил об изменениях в плане приватизации госимущества на 2015-2017 годы. Решением регионального правительства в программу дополнительно включено 17 объектов недвижимости, находящихся в государственной собственности Челябинской области, сообщается на сайте правительства.
Это имущество, которое в настоящее время не используется учреждениями в своей уставной деятельности. Также в связи с неэффективной и убыточной работой ОГУП «Челябинскавтодор» принято решение об его акционировании.
«В связи с изменениями в программе приватизации, прогнозируемые поступления от продажи объектов недвижимого имущества в областной бюджет увеличатся на 27 миллионов рублей», – сообщил Алексей Бобраков.
Сейчас министерству имущества и природных ресурсов региона необходимо провести мероприятия по оценке и приватизации недвижимости.
По информации Министерства имущества и природных ресурсов Челябинской области, от использования госимущества в областной бюджет в 2014 году поступило 457,2 миллиона рублей доходов при плане в 422 миллиона. Отчисления части прибыли унитарных предприятий в бюджет составили 29,65 миллиона рублей. При этом сумма чистой прибыли, перечисленной в бюджет, увеличилась на 2,7 миллиона рублей. По итогам года прибыль получили 19 предприятий.
Кому и что перейдет?
В настоящее время действия Министерства имущества и природных ресурсов Челябинской области направлены на преобразование ОГУП «Челябинскавтодор» в акционерное общество.
Как ранее сообщал Chelyabinsk.ru, ОГУП «Челябинскавтодор» уже было замешано в скандалах. В июне 2014 года по подозрению в получении, а затем и передаче взятки в размере трех миллионов рублей был задержан бывший директор областного государственного унитарного предприятия «Челябинскавтодор» Константин Овчинников. По решению суда он был заключен под стражу, а с ноября 2014 года переведен на домашний арест.
«Пока ведутся мероприятия только по акционированию предприятия, при этом 100% акций ОГУП «Челябинскавтодор» останутся в собственности Челябинской области, – сообщила сайту Chel.ru пресс-секретарь министерства имущества и природных ресурсов Челябинской области Дарья Слепцова. – В дальнейшем акции могут быть выставлены на продажу, однако сейчас речи об этом не идет».
Отличие ОАО в том, что они являются только собственниками имущества, а ОГУПам имущество дано в полное хозяйственное ведение.
Любопытно, что никто из представителей трех министерств региона не смог пояснить, какое же имущество входит сегодня в состав ОГУП «Челябинскавтодор» и что именно собираются акционировать. Как сообщила пресс-секретарь министерства строительства и инфраструктуры Челябинской области Ирина Ли, в ходе реструктуризации организаций с января 2015 года ОГУП «Челябинскавтодор» стал принадлежать министерству дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области. В миндортрансе пояснили, что два года назад все ОГУПы перешли в управление министерства имущества. В тоже время в постановлении правительства Челябинской области от 18.03.2015 №133-П «О ведомственной принадлежности государственных унитарных предприятий Челябинской области» говорится, что областное государственное унитарное предприятие «Челябинскавтодор» находится в ведомственной принадлежности министерства дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области. По словам пресс-секретаря министерства имущества и природных ресурсов Челябинской области Дарьи Слепцовой, в настоящее время информация о составе имущества ОГУП «Челябинскавтодор» актуализируется, министерством направлено письмо в адрес предприятия с тем, чтобы ОГУП провел бухгалтерскую инвентаризацию.
Директор по развитию компании «Служба недвижимости» Денис Стукалов отметил, что, учитывая убыточность предприятия и увеличившуюся стоимость строительства дорог, данное предложение будет мало кому интересно.
«Стоимость строительства дорог сегодня очень высока, чем и вызвана убыточность данного предприятия. Не думаю, что в настоящий момент акции могут быть интересны компаниям профильной деятельности, – говорит он. – К тому же планы по строительству дорог не совсем позитивны. Они будут строиться, но где и в каком объеме – вопрос. Как правило, у нас дороги строятся на деньги, которые выделяет либо федеральный, либо местный бюджет, а в данном случае эти затраты пока не сильно увеличиваются».
Единственный момент, который может быть интересен, – применение площадки вне профильной деятельности, считает эксперт. «Интерес будут представлять объекты недвижимости, которые закреплены за ОГУП "Челябинскавтодор", в случае смены профиля, – говорит Денис Стукалов. – Все-таки это производственная индустриальная площадка, и здесь может появиться какое-то другое производство. Скорее всего, нужно рассматривать именно такой ход событий. Также это может быть интересно поставщикам, которых интересует полный комплекс производства сырья и материалов для строительства дорог, если они хотят заполучить себе в цикл такое предприятие, либо тем, кто планирует эксплуатировать дороги».
ОГУП «Челябинскавтодор» – основное предприятие по строительству и обслуживанию дорог общего пользования на территории Челябинской области. Отвечает за обеспечение сохранности автодорог областного значения, бесперебойного движения по ним, а также организует работы по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального значения.
Почем сегодня госимущество?
Оценка стоимости ОГУП «Челябинскавтодор» – вопрос весьма спорный, считают эксперты. Между тем именно от стоимости предприятия будет зависеть его привлекательность для потенциального покупателя.
«Часто оценка имущества немного опаздывает, и то, что мы видим – это уже конец айсберга, – говорит директор компании "IBC Недвижимость" Станислав Ахмедзянов. – Такая ситуация, к примеру, наблюдалась с имуществом челябинского Дома печати. С того момента, когда были объявлены торги, экономическая ситуация сильно изменилась, и стоимость недвижимого имущества упала. Нужно также учитывать, что если ОГУП "Челябинскавтодор" никто не содержал, и там все развалено, то цена такому имуществу – копейки. Второй вопрос – каково состояние чистого долга и состояние самого имущества. ОГУП "Челябинскавтодор" будет интересен только в том случае, когда его цена меньше разницы стоимости имущества, уменьшенного на чистый долг. То есть берем стоимость имущества и вычитаем сумму долга. Если цена продажи предприятия меньше полученной суммы, то предложение интересно, если нет – то нет».
По итогам проверок предприятий, являющихся областной собственностью в 2014 году, из 26 областных государственных предприятий области (ОГУП) 19 прибыльны. Однако результат работы семи убыточных ОГУПов перекрывает совокупный доход всех вместе взятых – минус 200 млн рублей.
При приватизации государственного имущества следует учитывать еще один немаловажный нюанс, продолжает Ахмедзянов. «Кроме самого имущества, за предприятием могут следовать контракты. Это известный способ обойти закон, – говорит он. – Сначала на ОГУП записывают контракт без организации торгов, а потом с этим контрактом покупают убыточное предприятие, получая выгодный контракт за копейки и без проведения торгов».
Кстати, в арбитражном суде в этом году еще продолжалось рассмотрение дел, связанных с ОГУП «Челябинскавтодор». Так, в июле 2015 года управление коммунального хозяйства, транспорта и связи Катав-Ивановска обратилось с исковым заявлением в Арбитражный суд Челябинской области к ОГУП «Челябинскавтодор» о взыскании с ответчика излишне уплаченной денежной суммы в размере 14 700 руб. Дело рассматривается.
Ранее, в июне, ОАО «Ростелеком» обратилось в Арбитражный суд с исковым заявлением к ОГУП «Челябинскавтодор» о взыскании задолженности за услуги связи в сумме 18 378 рублей 35 копеек. Иск был удовлетворен судом.
В марте 2015 года в ходе судебного разбирательства Арбитражный суд удовлетворил иск ООО «НОВАТЭК-Челябинск» обратившегося с заявлением в адрес ОГУП «Челябинскавтодор» о взыскании долга в размере 134 225 рублей 85 копеек.
Фото: Фото с сайта Shutterstock.com