Питание обходится все дороже. Сегодня поход в магазин за продуктами обходится челябинцам на четверть дороже, чем осенью прошлого года. ChelFin.ru составил список товаров, которые подорожали больше всего, и попытался разобраться, стоит ли ожидать снижения цен в ближайшее время.
Год назад многие челябинцы задумались над тем, чтобы изменить свой рацион питания. С полок исчезли заморские продукты вроде сыров «Пармезан» или «Моцарелла», а оставшиеся начали дорожать из-за резкого повышения курса иностранных валют. Не обошлось и без спекуляций. Так, на фоне слухов о дефиците и возможном повышении цен челябинцы сметали с полок гречку и запаслись солью на несколько лет вперед. В конце весны и до середины лета, когда рубль существенно укрепился, а на грядках появились овощи, цены притормозили рост.
По данным ценового мониторинга Минсельхоза России, за минувший год больше половины товаров, входящих в список социально значимых, подорожали на и 25 и больше процентов. Причем львиную долю из этого списка составляют сезонные товары: яблоки, морковь, лук, картофель. Больше всех подорожала капуста – ее цена выросла более чем в два раза. За год существенно прибавили в стоимости гречка и рис. Пить чай тоже стало дороже – он подорожал на 28,1%.
«Резко подорожало растительное масло, поскольку этот продукт стал экспортно привлекательным, поэтому и внутри страны цена растет, – отмечает руководитель проекта «Народный контроль» Вадим Воробей. – Овощи, которые выращивают некоторые региональные аграрии, оказываются дороже, чем привезенные из других регионов. Я не исключаю, что у них высокие затраты, например, сейчас уже подсветка теплиц включена, но потребителей это не беспокоит – им важна цена». Он также добавил, что сейчас происходит снижение цен на так называемый «борщевой набор», в том числе мясо, предложение по которому сегодня превышает спрос, плюс во многих хозяйствах осенью забивают кур и свиней.
В региональном Минсельхозе подчеркивают, что сезон еще в самом разгаре и овощи еще подешевеют. За последнюю неделю в областном центре открыто более 500 точек торговли сезонной продукцией, что, безусловно, потянет отпускные цены вниз. «Пока нет снижения цены на картофель и капусту, что объясняется частично продолжающейся уборкой картофеля и только начавшейся уборкой капусты. Выращенная на территории области продукция еще не вся поступила на рынок, – отмечают в Министерстве сельского хозяйства Челябинской области. – Если сравнивать с прошлым годом, то определенное влияние на цены оказала инфляция, а также удорожание всех материальных ресурсов, например, горючего, специальной техники, ведь в хозяйствах Челябинской области овощи убираются, в основном, механизированным способом».
Что касается покупок в крупных магазинах, эксперты отмечают, что ритейлеры стали сворачивать дисконтные программы. Начали исчезать накопительные скидки по картам, а распродажи чаще всего касаются товаров, не входящих в список социально значимых. Сами же магазины признаются, что у покупателей наоборот растет интерес к различным спецпредложениям. «Цены растут, а зарплаты остаются прежними, поэтому на каждое повышение цен покупатели реагируют отрицательно. В связи с этим наиболее привлекательными становятся товары, продающиеся со скидкой по акциям», – отмечает директор по торговле розничной сети «Проспект» Ольга Тимофеева.
В магазинах отмечают, что пока поставщики не уведомляли о новых повышениях цен. В «Народном контроле» предполагают, что ритейлерам придется сдерживать ценовые аппетиты, поскольку конкуренция достаточно высока. В частности, в ближайшее время одна из крупных торговых сетей, недавно зашедшая на местный рынок, планирует открыть еще два магазина.
Фото: Фото с сайта Shutterstock.com, инфографика Эдуарда Фадюшина