18 октября понедельник
СЕЙЧАС +6°С

Детей и стариков защитят от коллекторов

Поделиться

Поделиться

Коллекторам могут раздать списки «неприкосновенных должников». Наложить запрет на общение взыскателей с некоторыми категориями граждан предлагается в законопроекте «О коллекторской деятельности». По мнению экспертов, данная норма является очень спорной, так как никто не мешает этой категории клиентов получать кредиты.

Подготовленный Минэкономразвития законопроект «О коллекторской деятельности» прошел первую презентацию и публичное обсуждение в Госдуме, сообщает «Российская газета». Отметим, что это не первая попытка разработки законопроекта, защищающего права граждан при взыскании. О том, чтобы запретить деятельность «охотников за долгами» речи, конечно, не идет, но законодатели хотят расставить точки над i, разъяснив, какие действия имеют право осуществлять коллекторы.

По статистике, львиная доля обращений должников к правозащитникам связана именно с жалобами на коллекторов. Наиболее частые нарушения – это разглашение информации о долге заемщика (Об этом пишут буквально на заборах. – Прим. автора), психологическое давление с угрозами и хулиганство. В арсенале у каждого правозащитника, работающего с должниками, найдется десяток-другой душераздирающих историй. «Звонит должнику девушка-коллектор. И на отказ погасить долг говорит: "Берите детей и режьте, режьте жену и себя. Иначе мы сами это сделаем"», – рассказал управляющий партнер правового холдинга «Лекс Групп» Евгений Коротовский.

Пример того, до чего может довести безобидный звонок, произошел в Октябрьском районе. Молодой человек вернулся из армии, взял небольшой кредит на 50 тысяч рублей, но что-то не получилось с работой и долг вырос до 100 тысяч рублей. Однажды к нему приехали коллекторы, а после беседы с ними он повесился. Возбудить уголовное дело по статье «Доведение до самоубийства» не удалось за неимением доказательств. Нередко дело доходит и до похищения, когда должника или его детей увозят в неизвестном направлении. Привлечь коллекторов к ответственности зачастую невозможно. Юристы обвиняют полицию в нерасторопности, а коллекторов – в изворотливости, например, после поиска взыскателя может выясниться, что он давно не является сотрудником агентства.

Сейчас работу коллекторов регулирует только закон «О потребкредитовании», который по сути относится только к потребительским кредитам. Отдельным законом о коллекторской деятельности предлагается урегулировать несколько острых моментов в сфере взыскания долгов. Предлагается запретить применять к должникам физическую силу, угрозы, портить имущество, а также использовать «выражения и действия, унижающие честь и достоинство» должника. Также может быть ограничено время и количество контактов взыскателя с должником, запрещено контактировать с несовершеннолетними, лицами с ограниченной дееспособностью и некоторыми другими категориями граждан.

«Во-первых, необходимо лицензировать коллекторскую деятельность, установить обязательный образовательный ценз для сотрудников, чтобы в случае нарушения закона коллекторское агентство можно было лишить лицензии. Контроль за этим видом деятельности поручить надзорному органу, например, ЦБ. Во-вторых, необходимо ограничить количество звонков в день до трех-четырех. Все звонки со стороны кредитора или коллекторского агентства должны совершаться исключительно с городских телефонов, принадлежащих организации, чтобы в случае возникновения спорных ситуаций надзорные органы могли запросить записи разговоров для анализа правомерности деятельности коллекторского агентства или кредитора, – считает руководитель юридической компании "Витакон" Иван Иконников. Он также предлагает урегулировать вопрос о взаимоотношении коллекторов с правозащитниками. Если интересы должника представляет юрист, значит, все переговоры должны вестись только с ним.

«Суть коллекторской работы должна сводиться к тому, чтобы заемщику доступно и тактично объяснили последствия непогашения долга. Любое психологическое воздействие не должно допускаться и зависеть от того, кто должник – беременная, старик или любой другой человек. Нужно определить этот принцип и вопрос о том, с кем должен взаимодействовать коллектор, сразу отпадет, – добавил Евгений Коротовский. – Помимо ограничений необходимо установить жесткий контроль над их соблюдением. Должник должен понимать, куда ему обратиться, чтобы на его обращение своевременно среагировали. Я думаю, такую функцию на себя может взять Роспотребнадзор или Роскомнадзор».

Сами коллекторы давно говорят о необходимости принятия специального закона, на который они могли бы равняться. Кроме того, это позволило бы очистить рынок от недобросовестных игроков. Однако в ходе обсуждения нового закона возникли споры по части ограничения общения с должниками. «Оснований для отказа пенсионеру в выдаче 25-летней ипотеки нет, но вот побеспокоить его уже нельзя. Возникает вопрос – может быть, тогда и в суд не подавать, и запретить их беспокоить судебным приставам? Причем, ты не можешь определить, что человек относится к этой категории – это особенная оригинальность законопроекта», – отметил директор Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств (НАПКА) Борис Воронин. Он также добавил, что банки не собирают медицинские данные о беременных и инвалидах. Поэтому соблюдение данной нормы будет достаточно проблематично.

Фото: Фото с сайта Shutterstock.com

Автор

оцените материал

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Хочешь быть в курсе событий, которые происходят в Челябинске? Подпишись на нашу почтовую рассылку
Загрузка...
Загрузка...