Россиянам официально разрешили покупать санкционные товары через Интернет. Подобные разъяснения дала ФТС одному из крупных отечественных таможенных брокеров. В официальном письме ведомства сообщается, что санкционные запреты не распространяются на товары, которые граждане РФ приобретают для личного пользования.
Ничего удивительного в этом нет, уверены эксперты. С одной стороны, «открытие», сделанное отечественными СМИ, оказалось очередным секретом полишинеля, но, с другой стороны, – федеральная таможенная служба впервые дала официальные разъяснения по этому поводу. Соответствующее соглашение существует как минимум уже пять лет, а в редакции от 5 мая 2015 года четко прописано, что для ввоза товаров достаточно лишь «заявления физического лица о перемещаемых товарах (в устной или письменной форме с использованием пассажирской таможенной декларации)». Исходя из существующей отечественной практики, заявление передается через таможенного брокера.
Впрочем, это не означает, что соответствующей возможностью может воспользоваться кто-то, кроме физических лиц. Соглашение утверждает, что «если под видом товаров для личного пользования заявлены и выпущены товары, ввезенные с целью их использования в предпринимательской деятельности, то такие товары считаются незаконно перемещенными через таможенную границу, и к таким товарам после их выпуска применяются нормы Таможенного кодекса таможенного союза».
Обычно «санкционные товары» представляются некоей весьма расплывчатой группой. Но интернет-издание «Дни.ру» постаралось выяснить, какие именно продукты питания попали под запрет. В санкционный список, который будет действовать вплоть до 5 августа 2016 года в отношении стран ЕС, США, Канады, Австралии и Норвегии попадают следующие товары:
мясо крупного рогатого скота свежее или охлажденное;
мясо крупного рогатого скота замороженное;
свинина свежая, охлажденная или замороженная;
мясо и пищевые субпродукты домашней птицы, указанной в товарной позиции 0105, свежие, охлажденные или замороженные;
мясо соленое, в рассоле, сушеное или копченое;
живая рыба (за исключением мальков лосося атлантического (Salmosalar), форели (Salmo trutta, Oncorhynchus mykiss);
рыба и ракообразные, моллюски и прочие водные беспозвоночные (за исключением молоди (спата) устриц и мидий);
молоко и молочная продукция (за исключением специализированного безлактозного молока и специализированной безлактозной молочной продукции для диетического лечебного питания и диетического профилактического питания);
овощи, съедобные корнеплоды и клубнеплоды (за исключением картофеля семенного, лука-севка, кукурузы сахарной гибридной для посева, гороха для посева);
фрукты и орехи;
колбасы и аналогичные продукты из мяса, мясных субпродуктов или крови, готовые пищевые продукты, изготовленные на их основе;
пищевые или готовые продукты (за исключением биологически активных добавок, витаминно-минеральных комплексов, вкусоароматических добавок, концентратов белков (животного и растительного происхождения) и их смесей, пищевых волокон, пищевых добавок (в том числе комплексных);
пищевые или готовые продукты, изготовленные по технологиям производства сыра и содержащие 1,5% или более молочного жира.
Вряд ли стоит утверждать, что разъяснение, данное таможенниками, приведет к настоящему буму торговли через Интернет. Поднятый в связи с этим шум одной из площадок интернет-шопинга – скорее всего не более, чем рекламный ход. Вряд ли все интернет-посредники бросятся предоставлять отдельную услугу по доставке санкционных товаров: значительная часть продуктов питания, оказавшихся в «черном списке», относится к категории скоропортящихся. Плюс к этому продукты питания всегда составляли незначительную часть приобретений россиян через Интернет. И пока нет веских оснований утверждать, что ситуация изменится.
Более того, ситуация вокруг приобретения товаров за рубежом остается весьма неопределенной. В то время, как представители одних интернет-посредников утверждают, что россияне проявляют активность не меньшую, чем ранее, другие говорят, что ситуация становится хуже день ото дня. Так, например, в минувшем году наши соотечественники обошли стороной рождественские распродажи в Европе и США. Как признавался тогда представитель компании-посредника Shipito, объем покупок россиян упал на 55%. Плюс к этому отечественный интернет-покупатель из-за скачков курсов валют уже переориентировался с рынка США на рынок Китая. И будет ли он отдельно заниматься приобретением продуктов питания через Интернет, остается неизвестным.
Фото: Фото с сайта Shutterstock.com